Харе Кришна!
Я очень рад видеть вас всех здесь, собравшихся на этом ретрите, в этом нашем зале. И в этом году я буду говорить о том, что такое дикша. Вернее, о том, что такое дикша-самскара. Я буду рассказывать о пяти самскарах, из которых состоит дикша. Но, главное, о чём я буду говорить и, прежде всего, на этой лекции, - это о том, что же такое самскары и каким образом в процессе дикши происходит преображение человека.
Я постараюсь поделиться с вами тем, каким образом… какая наука стоит за дикша-самскарой. И как если мы действительно правильно применяем эту науку, понимаем эту науку и пользуемся ею в своей жизни, как мы можем преобразиться полностью. Поэтому мой семинар называется «Алхимия дикша-самскары», или «Алхимическое преображение», которое должно произойти в результате этой самскары.
И, собственно, ради этого и затеян ретрит. Дикша-ретрит. Я в какой-то момент понял, что нельзя давать посвящение как часть воскресной программы или «между делом».
На самом деле толчком к этому послужили слова Бхуриджана прабху. Однажды мы стояли с ним в храме на «Динамо»… Или нет! В Сухарево это было. И подбежала какая-то восторженная матаджи и попросила у него на ходу посвящение. Он сказал: «Я обещал своей жене, что на улице я посвящение давать не буду». (смех в зале, БВГ смеётся).
Ну, то есть, это серьёзный процесс. И этот процесс, если отнестись к нему серьёзно… Если отнестись к нему легкомысленно, как очень часто свойственно нам с вами, к сожалению, то, соответственно, и результат будет, может быть, не таким впечатляющим. Но если мы как следует поймём, что же происходит и должно происходить с нами, из каких элементов состоит эта дикша-самскара, и как каждый из этих элементов вносит свой вклад в формирование новой личности, то тогда из этого выйдет какой-то толк.
Мы собрались сегодня на этом ретрите для того, чтобы праздновать этот праздник преображения внутреннего. У христиан есть праздник преображения Христа. Когда в один прекрасный день все его ученики и собравшиеся вокруг него вайшнавы увидели, что он стал излучать очень яркий свет. Как буквально у них на глазах произошло это преображение.
И, в конечном счёте, тот же самый результат, разумеется, с поправкой на наше падшее положение, на наши слабости, на Кали-югу и так далее, но, в принципе, тот же самый результат должен ожидаться и от нас.
Шрила Прабхупада гордился своими учениками. Он говорил: «Они как люди с Вайкунтхи: гладко выбриты, сияющие, счастливые». И это внутреннее сияние, к которому должна привести дикша, или внутреннее преображение – не метафора, не аллегория какая-то. Это реальный процесс, который должен произойти, когда душа в результате дикша-самскары смоет с себя все наслоения, все ненужные качества, всё лишнее, и воссияет в своей изначальной славе. Это результат.
И если это не получается по той или иной причине, то, соответственно, нужно задать себе вопрос: «А что именно не происходит? Что я не делаю? Что я делаю не так?» Если кто-то чувствует некую угрюмость, неблагополучие, тревожность или другие негативные эмоции… Горе не является негативной эмоцией. Горе может быть хорошим. Горе в разлуке с Кришной. Но если это просто некая сосредоточенность на себе, погружённость в себя, то это значит, что произошёл какой-то сбив, какая-то ошибка.
В общем, это то, о чём мы будем с вами сегодня говорить. И, в сущности, давайте начнём.
Процесс дикши в целом… А это процесс, растянутый во времени. Процесс преображения. В какой-то момент он станет внешне заметным. Но поначалу это некое подспудное движение, или подспудные процессы, которые происходят в нашем сердце, он разбивается на два больших этапа.
Нам нужно, в конечном счёте, преобразиться и перестать быть человеком, пытающимся соперничать с Богом, властвовать над этим миром, эксплуатировать этот мир, наслаждаться материей, и превратиться в слугу. Это то самое, в общих чертах, преображение, которое должно произойти. И первый этап дикши – это превращение эксплуататора, человека, который пытается господствовать над этим миром, в слугу. В самом общем смысле этого слова. Когда мы…
Сегодня у нас была встреча с теми, кто будет получать посвящение завтра. И мне очень понравилось, как матаджи сказала, что «я стала служить, и обнаружила, что это приносит очень большое счастье».
Вот этот опыт того, что я могу стать счастливым, просто служа, просто раздавая прасад, как в её случае, без конца, 24 часа в сутки – этот опыт того, что служение приносит счастье. И, наоборот, попытки властвовать, попытки наслаждаться здесь, попытки господствовать над другими делают нас всё более и более несчастными – это опыт, который мы должны получить на первом этапе дикши, превращаясь в слугу в самом общем смысле этого слова.
Следующий этап дикши – это превращение слуги, или даса, в самом общем смысле этого слова, в конкретного совершенно слугу, или в личность слуги. Вначале мы просто ещё маленький-маленький слуга, некий зародыш слуги, но, когда наша личность, или наша духовная идентичность формируется… Иначе говоря, дикша – это процесс формирования духовной идентичности, духовной личности.
И на первом этапе первое, что мы должны осознать – это то, что я - слуга и всегда им останусь и что нет никакого другого способа стать счастливым, и что это единственный способ существовать правильно, счастливо и радостно в этом мире.
Но на этом всё не должно заканчиваться, потому что это всего лишь навсего предварительная ступень для того, чтобы мы смогли сформировать свою уникальную личность в уникальных отношениях с Кришной, которая будет уникальным, неповторимым образом служить Кришне. И получать абсолютно неповторимое блаженство в этих уникальных отношениях, доставляя Кришне неповторимое блаженство.
Эта уникальность служения каждого из нас – это великая тайна, которую раскрыл Шри Чайтанья Махапрабху. И, в конечном счёте, нам нужно-таки доползти до этого состояния тоже. Мы не должны довольствоваться просто понимаем «дживера сварупа хой кришнер нитья-дас…». Да, мы кришнер нитья-дас. Это наша природа. Неизменная, не отменимая природа.
Но есть ещё более сокровенная вещь: какой я дас или даси? Кто я? И в каком-то смысле этот процесс формирования личности мы можем видеть, когда смотрим на то, как развивается ребёнок.
Разумеется, это некое извращённое отражение изначального процесса преображения души, но, тем не менее, определённые закономерности, которые можно видеть в этом процессе, можно увидеть также в том процессе, отражением которого является материальное развитие ребёнка.
В начале ребёнок учится, так или иначе, брать на себя какую-то ответственность. Разумеется, в контексте его желания наслаждаться здесь, властвовать, быть каким-то лидером. Но в какой-то момент, когда он вырастает, ему обязательно нужно обрести некую уникальность свою. Обнаружить своё уникальное предназначение, свою уникальную природу с уникальным вкладом, который он вносит сюда.
И этот уникальный вклад – не значит совсем уж там уникальный, не значит, что все должны стать какими-нибудь там уникумами (уникумами в плохом смысле этого слова). Мы все уникумы, но не нужно слишком высоких требований предъявлять к этой уникальности. И, тем не менее, у каждого есть что-то своё, неповторимое, каждый может сделать что-то, что никто другой сделать не сможет. Даже если это просто улыбка какая-то. Или ещё что-то такое.
Это два больших этапа. И надо всегда видеть некую перспективу. Надо всегда отслеживать, до какой степени произошло моё преображение, и до какой степени я уже сформировался как личность. Сначала просто как личность слуги, как личность человека, который может быть счастлив в этом мире, служа. И потом до какой степени я уже действительно оформился как полноценная личность, которая может вступать в свои уникальные отношения с Богом, с Кришной, уже даже не с Богом. Бог – уже позади, Бог уже в прошлом. Впереди у нас только Кришна во Врадже.
И мы знаем. Шрила Прабхупада часто цитировал этот стих. Джива Госвами цитирует его. Из «Таттва-сагоры». Это стих, который ввёл в наш, вайшнавский обиход, Санатана Госвами в «Хари-бхакти-виласе», где процесс дикши сравнивается с алхимическим процессом. Вернее, даже не сравнивается, а, по сути дела, называется, ну, в каком-то смысле, сравнивается.
ятха канчанатам яти камсьям раса-видханатах*
*ятха канчанатам яти камсьям раса-видханатах
татха дикша-видханена двиджатвам джаяте нринам
"Так же, как можно трансформировать колокольный металл (камса) в золото (канчана) в алхимическом процессе, обрабатывая его вместе с ртутью (раса), так и человека низкого рождения (нринам) можно превратить в брахмана (двиджа), дав ему должным образом посвящение (дикша-видхана) в духовную практику." (Хари-Бхакти-Виласа 2.12, также Бхакти-Сандарбха 298, Таттва Сагара)
Мы можем взять колокольный сплав. Латунь, или из чего там колокол делается?.. Камсьям. Особый сплав олова, меди там, свинца. Я уж не знаю, не помню, чего. И в результате раса-видханатах. Раса-видханатах – буквально значит алхимический процесс. Раса-видхи. В результате применения к нему определённого научного процесса раса-видхи, алхимического сложного процесса, он превратится в золото, он станет канчаной, он приобретёт, этот колокольный сплав, совсем другие качества, он засияет ярким, жёлтым цветом.
И тут очень интересно… само по себе… Алхимия, или химия, называется раса-шастрой. Я, сам того не подозревая, оказывается, закончил факультет раса-шастры (смех в зале, БВГ смеётся), изучая эту науку преображения, или превращения одного в другое.
И, разумеется, мы знаем, что такое «раса». «Раса» — это ртуть. В химическом смысле этого слова «раса» — это ртуть. И все алхимические процессы основаны на ртути. (С вашего позволения я небольшой экскурс в алхимию сделаю). Почему? Потому что ртуть – это самый уникальный, наверное, элемент. Он металл, но при этом жидкий, нет других жидких металлов. И он при этом в высшей степени юркий. Он обладает удивительными свойствами.
И великие йоги прошлого, наблюдая за ртутью и за свойствами ртути, поняли, что если есть какой-то аналог в мёртвом мире, мире материи (всё здесь мёртвое, если смотреть материальными глазами). Но если есть какой-то аналог для праны, для жизненной энергии, то это ртуть. Потому что на самом деле весь йогический процесс заключается в том, чтобы видеть эти аналогии, видеть эти гомологические ряды, видеть, как разные совершенно вещи похожи друг на друга, и таким образом совершать все эти преображения, или преобразования.
Эта ртуть, так как она обладает свойствами праны, или жизненной энергии…
Но, к сожалению, она ядовитая. Это тоже, в этом есть своя мудрость. Потому что мы знаем, что жизненная энергия в материальном мире проявляется, как правило, очень ядовитым образом. Человек, наделённый этой жизненной энергией, начинает злоупотреблять этой жизненной энергией. В конце концов, это приводит к смерти.
Ртуть обладает точно такими же свойствами. Ртуть может дать человеку бессмертие, если применить её правильно. Или, по крайней мере, дать ему очень большое долголетие, здоровье и так далее, если сделать всё правильно. И ртуть может убить. Если взять необработанную ртуть, ртуть в грубом виде, то эта ртуть будет причиной нашей смерти. Точно так же как жизненная энергия, к сожалению, когда ею злоупотребляют, тоже становится причиной нашей смерти.
И, соответственно, ртуть, чтобы она приобрела свойства по-настоящему жизненной энергии, то есть давала жизнь, её нужно очистить определённым образом.
И в этом заключается, собственно, этот раса видханатах, или алхимический процесс, когда мы очищаем свою жизненную энергию.
Дикша-самскара – это алхимический процесс, который очищает жизненную энергию, позволяет нам правильно применять эту жизненную энергию так, чтобы она шла во благо нам и всем остальным.
Но мы знаем также, что «раса» - это раса. Раса - это вкус отношений с Кришной. И именно эта раса… Когда раса очищается, раса на материальном уровне, материальные привязанности, которые возникают у нас, в конце концов, закрепощают нас. Но когда эта раса очищается и переходит в трансцендентную расу, в отношения с Кришной, то, соответственно, эти отношения с Кришной становятся источником преображения человека.
И очень важная вещь в этом стихе:
ятха канчанатам яти камсьям раса-видханатах татха дикша-видханена
Точно так же, с помощью дикши (дикша-видхи), если правильно применять все правила дикши, если следовать этому процессу, тогда дикша-видханена двиджатвам джаяте нринам – в человеке появляется двиджатва.
Двиджатва – значит, в нём появляются качества двиджы, то есть качества того, кто родился во второй раз. Двиджатва – значит, особая природа, которая возможна только в результате этого мистического процесса преображения. Двиджатва - он приобщается к этой двиджатве, и становится двиджей, то есть становится брахманом. Но, скажем так, брахман – это немножечко, не совсем то, о чём мы говорим. Он рождается заново. Он рождается снова. Он рождается в духе. Качества его полностью меняются.
И ещё есть много стихов. Санатана Госвами очень долго в «Хари-бхакти-виласе» объясняет этот процесс дикши, приводит разные стихи. Мне сначала, прежде чем войти в эту тему, хотелось несколько таких стихов привести, где он доказывает необходимость дикша-самскары.
Один из этих стихов, из «Махабхараты»: экам карма палай деви ньюман джати кулоп баваха (?).
Обращаясь к Деви, Кришна говорит, что с помощью этих плодов кармы, человек получает нюманджати (?) – очень ничтожное рождение в своей семье.
Но шудро 'пй агама-сампанно двиджо бхавати самскртах – даже шудра, если он будет агама-сампанно, двиджо бхавати – он станет джиджей в результате очищения.
Почему я привёл этот стих? Тут самое главное: агама-сампанно – за этим процессом преображения человека стоит знание агамы – знание шастр. Без знания шастр, без знания священных писаний, настоящего преображения не произойдет.
Если мы хотим действительно преобразиться, агамы, шастры (прежде всего, доступные нам шастры: «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам», другие Пураны) должны стать нашими спутниками. Без этого это невозможно. Именно для этого я привёл этот стих.
И, соответственно, Шрила Санатана Госвами говорит, что есть три вида рождений. Первый вид рождения – это шукро джанма, или шоукро джанма. Шоукро джанма – значит, рождение из семени. Материальный процесс рождения, когда отцовское семя сливается с материнской клеткой, и в результате этого появляется наше тело, зарождающееся во чреве матери, растущее в течение девяти месяцев, выходящее на свет, потом продолжающее расти. Это шоукро джанма. В результате этого появляется наше физическое тело.
Второе рождение называется савитра джанма, или рождение в знании. Савитра. Савитур – значит, Солнце, источник света, источник знания. И савитра джанма – это рождение, которое приходит, когда человек соприкасается с духовным знанием. И он чувствует: «Я заново родился!»
Кто-то из вас ощущал энтузиазм, когда он столкнулся с этим знанием, и вдруг всё у него перевернулось, и он почувствовал, что «я заново родился»?
Из зала дружное: «Харибол!». 29-12
Реальное ощущение того, что «я родился заново», что всё то, что было до этого, не имеет никакого значения, что это всё было подготовка, всё это, в конце концов, имело смысл только постольку, поскольку это привело меня к какому-то пониманию духовному. Но этого мало.
Савитра джанма, второе рождение, рождение в знании – это подготовка к третьему рождению, которое называется дайкша джанма, или рождение через дикшу. Оно связано со знанием, но не ограничивается знанием. Это гораздо более сокровенный внутренний процесс, потому что иногда некоторые люди думают: «Ну, хорошо, ладно, я всё понял, щас буду изучать Священные Писания, и всё». Нет! Этого мало. Это некая подготовка к дайкша джанме, или к дикше, когда человек действительно, по-настоящему внутренне преображается, у него происходит это внутреннее преображение.
И Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет очень интересную вещь. Слушайте внимательно! Потому что иногда люди ставят под сомнение необходимость дикши. Иногда они приводят пример из труда Лакшмидары, великого пандита, который написал произведение великое, прославляющее могущество Святого Имени. И там есть стих, где говорится, что «для повторения Святого Имени дикша не нужна».
Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: «Для повторения Святого Имени дикша не нужна, факт. Но для того, чтобы служить Богу, дикша нужна. Для того, чтобы встретиться с Богом, дикша нужна».
Он говорит… Очень интересно он говорит в своём небольшом комментарии к «Бхакти-расамрита-синдху». Он говорит, что человек может оставить пути карма-йоги, пути гьяна-йоги, пути аштанга-йоги, джапу, тапу и все остальные процессы садханы. Человек может принять Бхагавана, Личность Бога как своего иштадева. Человек может целиком погрузиться в шраванам, киртанам, смаранам и повторение Святых Имён Господа, бхагавата-наму. Но если он не примет дикшу от вайшнава-гуру, в соответствии с правилами вайшнавской сиддханты, он никогда не сможет достичь Верховного Господа. Он сможет избежать ада - this much is guaranteed (смех в зале) – это то, что вам обещано. Тоже неплохо. Но это ещё не самое высокое достижение.
Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что для того, чтобы встретиться с Богом, для того чтобы действительно вступить в отношения с Богом, ему нужно снова будет родиться и принять дикшу у духовного учителя, служить духовному учителю. И в процессе этой дикша-самскары очиститься от каких-то вещей, которые останутся в нём несмотря на то, что он будет заниматься садханой, несмотря на то что он будет заниматься шраванам, киртанам, смаранам, бхагавата-намой. Все эти осквернения, тонкие осквернения, будут оставаться. Это то, как Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет всё это.
И в «Хари-бхакти-виласе» Санатана Госвами разбирает вопрос, а как шудрам-то быть? Если мы шудры? Потому что говорится, что дикшу, или самскары может получать только человек с определённым уже уровнем чистоты. И в «Хари-бхакти-виласе» Санатана Госвами говорит, что «никаких проблем нет». Даже шудры могут получить дикшу. В результате дикши шудры станут сат-шудрами (смех в зале), то есть реальными шудрами. (смех в зале, БВГ смеётся). Это его конкретное утверждение: сат-шудра. «Сат» можно, конечно, переводить как «вечный шудра» (смех в зале, БВГ смеётся). Я надеюсь, что имеется в виду не это. Имеется в виду то, что они станут настоящими. То есть, иначе говоря, эта вечная природа проявится, независимо от того, какая временная природа есть у человека.
Это некое введение о важности в принципе дикша-самскары, о том, что такое, что это в целом за процесс, как человек должен преобразиться, куда он, в конце концов, должен прийти в результате дикши.
И (слушайте!) если мы хорошо поймём, - у нас будет энтузиазм делать то, что мы делаем с огромным воодушевлением и сосредоточенностью.
Теперь давайте посмотрим, что такое самскара. Дикша-самскара. Дадим сначала самое общее определение дикша-самскары, а потом более подробно поговорим о том, что там происходит внутри, в результате самскары. И мы будем при этом опираться на два значения слова «самскары».
Одно значение слова «самскара» мы знаем. Это в целом некий отпечаток, который есть у нас в сознании. Любой наш поступок, любое наше действие, слово или даже мысль оставляют какой-то след в нашем сознании, или в подсознании. И эти следы, глубокие следы, не очень глубокие следы называются самскарами.
Но в более точном смысле этого слова «самскара» – это (и Шрила Прабхупада тоже часто приводит именно это значение слова «самскара») – это очистительный ритуал, или очистительная церемония, очистительный процесс. Что, собственно, следует из самого происхождения слова «самскара».
«Самскара» — значит «совершенствование». Действие, которое приводит к совершенствованию. Что-то приобретает совершенные формы.
И два этих значения не нужно путать. Это два разных значения. Иногда мы будем говорить о самскаре как о следе в нашем сознании, иногда мы будем говорить о самскаре, чаще всего в этом семинаре мы будем говорить о самскаре как об особом ритуале, или особом действии, особом священнодействии, обладающим очень большим могуществом для того, чтобы очищать.
И, собственно, в аюрведе, в йоге приводится интересное определение самскары. Самскара хи – самскара поистине, гунан таратхан. Гуна-антара-дхана. Самскара есть приобретение новых возвышенных качеств. Гунан таратхана. Преображение с приобретение новых качеств.
Иначе говоря, дикша-самскара – это процесс, в результате которого у нас должны появиться новые замечательные качества. Они, может быть, и не новые, строго с философской точки зрения, но об этом мы поговорим чуть-чуть позже.
И в аюрведе этот же термин «самскары» применяется для того, чтобы объяснить, вернее, чтобы описать некое преображение. Берётся какая-то трава и кипятится в масле. И в результате этого масло приобретает новые свойства, оно экстрагирует целебные свойства травы, вместе сочетаются со свойствами масла, и происходит эта самая самскара, то есть некое полезное свойство, которое было у травы, но которое невозможно было усвоить, переходя в масло, переходя в какое-то другое состояние, становится ещё более полезным.
Этот процесс, эти все химические процессы преображения называются самскарой. То есть, ещё раз, единственное, что нам нужно чётко понять, что самскара значит приобретение новых качеств, совершенных качеств, и самскара значит также подготовка к тому, чтобы выполнять какие-то другие функции.
Как в той же самой аюрведе в результате этого процесса эти новые качества, которые появляются в результате химического процесса, они дают возможность другие функции… по-другому воздействовать на человека этому лекарству. Точно также и человек: не просто у него появляются новые качества. У него появляется новый функционал. Он начинает действовать по-другому. И мы знаем это. Человек, который прошёл через дикша-самскару, он обладает, он обретает новые свойства, он обретает шакти. Он сам обретает постепенно способность преображать других людей, побуждать других людей меняться, побуждать других людей очищаться, становиться лучше.
Иначе говоря, самскара – это подготовка… Это приобретение новых качеств и подготовка к новому функционалу, чтобы человек по-другому действовал в этом мире. В этом смысл слова «самскара» в целом.
Теперь буквально несколько слов о том, что, собственно, должно произойти в результате этого. Как это всё происходит, какие процессы стоят за тем, что происходит с нами.
По сути дела, что такое наши качества? У нас есть душа. И у души есть свои, уникальные качества. Мы поговорим о них позже. Бхактивинода Тхакур перечисляет 8 или 9 качеств. Есть несколько разных списков, которые немножечко отличаются друг от друга. Мы поговорим об этом.
Сверху на душу надето тонкое тело, или причинное тело. Карана-деха*, сукшма-деха*. Сверху этой сукшма-дехи, или сукшма-шариры надето грубое тело.
* Карана-деха (букв."причинное тело") — это подсознание или глубинные анналы памяти, прошлого опыта и скрытых желаний. То есть, это та часть нашего сознания, которую мы сами не осознаем.
*Сукшма-деха - тонкое тело, записывает все хорошие и плохие поступки, которые живое существо совершило в этой и прошлых жизня. Пока сукшма-деха существует, существуют и перевоплощения, но если сукшма-деха разрушена, то перерождение не может произойти.
И эти качества материи, тонкой и грубой материи, которые одевают душу, они не позволяют этим изначальным качествам души проявиться, или проявиться в полном смысле этого слова, они как бы заслоняют и навязывают. У нас появляются некие навязанные нам качества. Материя буквально навязывает нам свои качества. Материя навязывает нам вожделение, гнев, жадность и так далее. Это всё – качества материи, это не качества души.
И, собственно, процесс самскары, он позволяет нам восстановить эти изначальные качества. Но при этом у этого процесса есть материальная составляющая. Материальная в том смысле, что этот процесс имеет дело с нашей материей.
Так как помехой проявления изначальных, прекрасных качеств души является материя, то самскара – процесс очищения… В процессе этой самой самскары… Это процесс, который направлен на материю: на наш ум и на наше тело, чтобы переформатировать наше обусловленное сознание и поменять наше тело. Сначала меняется наше тонкое тело, потом, в конце концов, меняется наше грубое тело.
Я помню, как меня это поразило. Я недавно рассказывал об этом. Я разговаривал с одним преданным давным-давно, в восемьдесят какие-то незапамятные годы, в 85-м, наверное, или в 86-м. В 85-м, наверное. Или раньше, в 84-м. И он стал преданным в психушке (в то время очень сложно было стать преданным не в психушке, потому что бОльшая часть преданных сидели в психушках). И он познакомился там с Ананта Шанти, учеником Шрилы Прабхупады. И Ананта Шанти, соответственно, времени зря не терял, даже в психушке он проповедовал. И, соответственно, этот юноша, который тоже туда попал из-за долгой печальной истории…
И он с пеной у рта стал мне рассказывать о своей встрече с Ананта Шанти: «А! Он такой! Такой! Такой!» И он сказал вещь, которая меня очень поразила: «Он уже…». 86-й год, соответственно, сколько лет к тому времени Ананта Шанти... (ну, или нет, не 86-й, наверное, 84-й или 85-й… но не важно!), то есть Ананта Шанти к тому времени уже лет 10-15 практиковал, больше десяти точно, практиковал сознание Кришны. Он говорит: «У него тело всё из прасада состоит!». (смех в зале)
Потому что мы знаем, что все клетки нашего тела за 7 лет меняются. Я подумал: «Ну, надо же! Всё тело из прасада вообще!» Один прасад! (смех в зале) На меня это очень сильное впечатление произвело. Я не видел тогда Ананта Шанти, но я представил себе человека, у которого тело из одного прасада.
Ну, то есть, иначе говоря, ещё раз. Самскара, сам этот процесс алхимический, он должен происходить с нашим телом грубым и тонким телом, то есть он имеет материальную составляющую. И самскара определенным образом переформатирует нас, меняет наше грубое тело, меняет наше тонкое тело, тело ума, которое, соответственно, пользуется удивительным инструментом, данным нам природой, который, конечно же, возник в результате большого взрыва (смех в зале). Он называется человеческий мозг.
Этот человеческий мозг, который, конечно же, не мог не возникнуть в результате большого взрыва, состоит из 95-ти, примерно девяноста пяти миллиардов нейронов, особых клеток. И каждый из этих нейронов может вступить примерно в 5.000 связей с другими нейронами. У них есть такие длинные синапсы, длинные отростки, и они этими отростками вступают…
То есть каждая клетка… Около сотни миллиардов клеток… Каждая из них ещё может с пятью тысячами других клеток создать какие-то связи. И эти связи, собственно, и представляют, ну, вот наше взаимодействие с реальностью. Всякий раз, когда мы что-то делаем, взаимодействуем с реальностью, возникают какие-то новые связи. И в процессе нашего изучения, освоения каких-то новых навыков возникают эти новые связи в мозгу, которых абсолютно бесконечное множество.
Ну, то есть, естественно, оно конечное. Но теперь представьте себе... Пять… Если 100 миллиардов… Это сколько будет?.. Сколько будет?... В какой степени?... Миллион – это в шестой степени. Миллиард – это в девятой степени. 100 миллиардов – это в 11-й степени. И теперь ещё помножьте это… Сколько там комбинаторика?... Каждая из них может ещё 5.000 разных связей с другими нейронами сделать… Чтобы обеспечить нашу деятельность, жизнедеятельность нашего мозга, чтобы обеспечить наше восприятие, чтобы обеспечить все те сложные, бесконечно сложные процессы, в которые мы вступаем здесь и в которых мы участвуем…
И, собственно, самскары заключаются в том… И многие из этих связей, из этих нейронных путей, которые образуются, они нужны для нашего существования здесь, в материальном мире, многие из них НЕ помогают нам. Многие из них, бОльшая часть из них обеспечивают наше материальное существование просто
Самскара значит – полное переформатирование всей этой сложнейшей структуры так, чтобы она не заслоняла, а, наоборот, служила проводником наших духовных качеств. Сейчас, в результате этой сетки… Представьте себе эту жуткую сеть, со множеством узлов, с какими-то там своими ходами… Со своими петлями, и всем остальным… Всё это покрывает душу и мешает нам проявлять себя как душу.
Но в результате дикша-самскары вся эта система должна перестроиться и начать функционировать по-другому. Так, чтобы она стала проводником изначальных качеств души.
И эта наука, открытая великими вайшнавами, великими йогами, великими святыми прошлого, она доступна нам. Есть разные формы этой самскары, этих самскар. Тем не менее, в основе всех самскар лежит очень глубокое понимание того, как функционирует наше обусловленное сознание.
И я не знаю, забегать мне немножечко вперёд или не забегать вперёд?.. То есть, насколько это логично?.. Дайте мне секундочку подумать… У меня (БВГ крутит рукой вокруг головы) должны образоваться новые связи… (смех в зале)… с несколькими синапсами… (смех в зале)… чтобы там прошёл определённый импульс, и информация передалась. (БВГ смеётся)
По сути дела, что я сейчас делаю, что происходит в этом процессе? Я формирую некий образ, который я хочу передать вам. Но для этого он сначала должен сформироваться здесь (БВГ снова крутит рукой вокруг головы), в моём сознании. Мне хочется передать вам понимание, на максимально глубоком уровне, что же происходит в результате самскары…
Давайте всё-таки немножечко поговорим об этом.
Теперь мы в целом поняли, что должно произойти. Мы ещё подробнее об этом будем говорить, как это в каждом конкретном случае происходит, что это значит в каждом из пяти элементов этой панча-самскары.
Но сейчас мне хочется вернуться в целом (так как мы поняли немного, как функционирует наше сознание) к пониманию самскары в другом смысле этого слова, в этом первом смысле этого слова. То, что самскара – это некий отпечаток, который оставляет любое наше действие, любая наша мысль, любое наше слово оставляет этот отпечаток. И, собственно, то, что мы называем отпечатком, или самскарой, есть не что иное, как определённые связи, которые возникли в нашем мозге.
В результате какого-то поступка возникли какие-то связи. Это может быть новые связи. Это могут быть старые связи, которые мы просто уже закрепили, повторяя то же самое действие, мы, в сущности, закрепили какие-то круги, по которым ходит энергия. Химическая энергия ходит в нашем мозге. Но, на самом деле, в основе этого всего лежит более тонкая энергия. Происходит какой-то обмен информацией.
Что мне хочется сказать? То есть, мы говорим что-то. Мы поступаем каким-то образом. Мы вступаем в какие-то отношения с людьми. Всё это формирует некие сети нейронные у нас.
Те, кто занимается IT, знают, что нейронные сети – это новое, последнее… там диск мобил, ай-ти, когда они делают самообучающиеся программы. Все эти самообучающиеся программы, когда там они создают какую-нибудь машину, которая в начале ещё не может в шахматы играть, но её сажают там с каким-нибудь гроссмейстером играть в шахматы, она играет одну, другую партию, третью, проигрывает, проигрывает, проигрывает. И всё обучается (БВГ крутит рукой вокруг головы). И обучается, обучается, обучается (с каждым словом БВГ делает новый круг вокруг головы рукой). Потому что каждый раз, в результате каждой неудачи у неё возникают какие-то там новые сети. И, в конце концов, через какое-то время эта дурацкая машина, которая вообще ничего не понимает, начинает обыгрывать этого гроссмейстера, потому что она научилась.
Точно то же происходит у нас с вами. Точно то же самое! Когда мы делаем что-то новое, это всегда очень сложно, потому что нет у нас ещё этих связей.
Я йогой немного занимаюсь. И вот недавно у меня был урок с учителем йоги. Он говорит: «Подними пятку!» (смех в зале) Я поднимаю пятку. Он говорит: «Да нет! Голень не нужно отрывать, нужно одну пятку поднять!» Я говорю: «Как это?..» Вы попробуйте на досуге (БВГ смеётся). Как это – одну пятку поднять?... Смотрю: он поднимает одну пятку… Он говорит: «Ну, ничё-ничё, нейронные сети образуются! (БВГ крутит рукой вокруг головы) Ты пытайся это делать. Научишься, в конце концов!»
Ну, то есть в начале, когда мы ещё не можем это делать. Мы не можем это делать не потому, что мы физически не можем это делать, а потому, что у нас нет ещё тех самых каких-то программ (БВГ крутит рукой вокруг головы), которые отдают команду нашему телу.
И, собственно, что происходит. Я это говорю всё не зря. Это важная вещь, потому что, в конечном счёте, что мы должны понять. Очень важная вещь! Мы, сами того не зная, сами того не подозревая иногда, повторяем какие-то действия, обучаемся. Процесс нашей жизни – это постоянный процесс обучения. Согласны с этим?.. Мы постоянно обучаемся чему-то.
И в результате этого возникают какие-то определённые нейронные пути, по которым ходит эта энергия. И нам становится это по мере обучения всё легче, и легче, и легче делать. В начале это сложно, невозможно совершенно. Потом вдруг, в какой-то момент всё это естественным образом, само происходит. Почему? Потому что мы много, много, много, много раз повторяли это действие. В результате это действие стало естественным, стало нашей природой. Но! И это хорошо! Сам по себе процесс обучения – это очень хорошо. Это дар Бога. Бог дал нам этот дар: учиться, меняться.
Беда заключается в том, что, когда мы сформировали некую структуру, она одновременно становится тормозом для нашей трансформации. Она начинает влиять на нас. Мы её формировали для каких-то практических целей. Мы сформировали своё сознание, мы выработали определённые навыки для того, чтобы чего-то достичь. Но в какой-то момент эта штука становится настолько сильной, она становится нашей второй природой и начинает формировать наши мысли, наши слова.
В начале мы формируем, мы даём приказ: «Я хочу научиться этому! Я хочу сделать это!», ещё что-то такое. Но в какой-то момент происходит по механизму обратной связи. Происходит обратный процесс. И этот процесс мы не замечаем. Нам кажется, что это по-прежнему мы. А на самом деле это наша самскара.
Что я хочу сказать сейчас? Что у нас определённые стереотипы мышления. Есть у нас стереотипы мышления? (одобрительный гул в зале) Мы привыкли определённым образом реагировать на какие-то ситуации. И эти стереотипы мышления, наши реакции на какие-то ситуации кажутся нам единственно правильными. Мы полностью убеждены в том, что это так, хотя на самом деле мы не понимаем, что это действуют какие-то самскары, далеко не обязательно хорошие самскары.
У нас возникает некая эмоциональная реакция на что-то. Может быть, отвратительная эмоциональная реакция. Мы обиделись на что-то… Нам больно… Мы носим эту боль… И мы не можем избавиться от этой боли... Но при этом наш сознательный разум постоянно нам объясняет: «Это правильно. Это правильно. Это правильно». У нас формируется это ложное эго.
Ложное эго есть не что иное как определённая, конкретная форма самскар. Мы есть не что иное как bunch of samskaras. Я не знаю, как это сказать по-русски… Вunch – значит «гроздь»… Или… я не знаю, что такое… (Из зала подсказывают: «Клубок»). Клубок, да. Мы есть всего лишь навсего клубок самскар, но этот клубок самскар постоянно думает: «Я прав. Только я знаю, как нужно жить. Только эта система, только эта программа и является правильной».
И в какой-то момент эти наши самскары, приобретённые в прошлой жизни, которые я принёс из прошлой жизни, из какого-то опыта, который я забыл, который я наработал здесь, которые сложились, приобрели какую-то форму, они становятся очень большим тормозом, они становятся некоей жёсткой структурой, которая не позволяет нам кардинально поменяться.
И мы все знаем, мы все сталкивались с этой ситуацией. Мы приходим, мы хотим поменяться. Мы все святыми хотим стать. Кто хочет стать святым? (смех в зале, некоторые преданные поднимают руки) Поздравляю вас! Вы на правильном пути! Вы пришли туда, куда надо!
Беда заключается в том… В соответствии с грустной русской поговоркой: «Рад бы в рай, да самскары не пускают». (смех в зале)
Я и рад бы туда! Я и рад бы полностью очиститься, но эта жёсткая структура тянет меня назад. Я не могу ничего сделать, она сопротивляется этому! И мало того, что она сопротивляется, она агрессивно сопротивляется этому. На самом деле иногда преданные говорят: «Вот, что мне делать? У меня зависть. Я чувствую уколы зависти…» Я говорю: «Я поздравляю Вас! Потому что до этого зависть у Вас была, но Вы её не чувствовали. Вы думали, что так и надо».
Тот факт, что вы видите зависть – это уже великое достижение на вашем духовном пути. Завидуйте дальше. (БВГ смеётся, смех в зале) Но при этом не действуйте в соответствии с этой завистью, а видьте эту зависть – это уже великое благо. Это значит, что мы уже отделили себя от этих самскар. Завистливый человек обычно не знает, нормальный завистливый человек не знает, что он завистливый. Он думает, что он, наоборот, очень хороший завистливый человек.
Завистливый преданный – это великое достижение на пути нашей духовной эволюции. Потому что я уже отделил себя от этих самскар. Самскары есть! Но я уже не полностью отождествляю себя с этой грудой самскар, с этим скопищем самскар. Да! Скопище, наверное, самое хорошее слово.
С этими какими-то стандартными реакциями на ситуацию, стандартными эмоциональными вещами. Мы будем об этом завтра говорить подробно, когда мы будем изучать первую из самскар в дикша-самскаре.
Дикша-самскара состоит из пяти самскар, и первая из них – тапа. И тапа, первая из этих самскар, означает способность отделять, способность видеть эти самскары внутри и способность отделять их от себя. Я думаю что-то и при этом я сомневаюсь, что то, что я думаю, правильно. Если то, что я думаю, я не услышал от кого? (БВГ развернулся ухом к залу и приложил к уху руку)
Из зала: От гуру.
БВГ: да! Или от садху. Или из шастр. Но если просто у меня так думается, просто я привык так думать, первая самскара должна заставить меня поставить эту вещь под сомнение, а не принимать это за чистую монету.
У обычного человека, у него появляется какая-то мысль, он говорит: «Да, всё правильно! Именно так! Иначе… Ничто другое, кроме абсолютной истины не могло родиться в моей идеальной голове, (смех в зале) возникшей в результате большого взрыва» (смех в зале, БВГ смеётся)
То есть, что мне ещё хочется сказать и хочется закрепить, когда мы говорим о самскарах в этом смысле слова, в смысле неких отпечатков того, что мы делали в прошлом, самскар как носителей кармической энергии, как механизма кармы. Очень важно понимать, что эти самскары тесным образом, теснейшим образом связаны с ложным эго.
Что, собственно, происходит, когда джива получает новое тело? Когда джива получает новое тело, она принесла с собой какое-то огромное количество разных-разных-разных самскар. Но это ложное эго, которое возникает в результате формирования нового какого-то тела и отождествления себя с этим телом, какие-то из этих самскар активизирует, а какие-то из этих самскар, наоборот, переводит в пассивное, или в спящее состояние.
Потому что, смотрите. Мы прожили множество жизней. Мы были мужчинами, женщинами, ящерицами, собаками, кем только мы ни были! Если бы все эти самскары одновременно действовали у нас… Если бы вдруг, периодически, какая-нибудь из этих самскар… какая-нибудь самскара ящерицы завывала в нас, или динозавра, или ещё чего-то… Это был бы сумасшедший дом! Хуже, чем сумасшедший дом.
То мы быначинали лаять, как собака. Причём, очень хорошо. И все бы удивлялись: «Такой хороший был человек!» (смех в зале) «Почему он лает?» (БВГ смеётся) Или мужчина бы вдруг вспоминал, что он был женщиной, или ещё что-то такое. Нет! Ложное эго очень чётко отсекает какие-то самскары и, наоборот, активизирует другие самскары, которые нам нужны в этом данном конкретном воплощении. В этом, собственно, тайна перерождения души.
Иногда люди говорят: «Почему я не помню свои прошлые жизни?» Да слава Богу, что Вы не помните свои прошлые жизни! Это было бы невероятно тяжело: помнить свои прошлые жизни. Вы бы постоянно не понимали, что Вам делать. У меня есть несколько людей, которые помнят свои прошлые жизни. Им очень тяжело жить! Реально очень тяжело жить, потому что они постоянно не понимают, кто они и как им действовать.
Ложное эго важно, потому что оно помогает нам понять, как нам нужно действовать правильно в соответствии с тем телом, которое мы получили, в соответствии с этим предназначением, и в результате этого перейти в какое-то другое качество.
Но…Что мне хочется сказать сейчас?.. Это отдельная вещь… Что нам надо научиться, в конечном счёте, всё-таки, имея это ложное эго, уважая своё ложное эго, действуя во многих материальных ситуациях, если не во всех материальных ситуациях в соответствии со своим ложным эго, тем не менее, научиться отделять себя от ложного эго, отделять себя от мыслей, которые продиктованы нашим ложным эго.
И мы знаем. Шрила Прабхупада часто говорит, что это за ложное эго: я – русский, я – американец, я – грузин, я – армянин, я – еврей, я – азербайджанец, я ещё кто-то, я – индус. Это, в том числе, ложное эго. Оно очень глубокое! Оно глубоко сидит. Оно у нас там глубоко. Нам нужно эти вещи ставить под сомнение. И для этого нам нужно опираться на шастру.
Почему я сказал, что преображение невозможно без агама сампанах, если у человека нет этой связи с агамой? Потому что формирование своего истинного «Я» и проявление своего истинного «Я», полная трансформация нашего сознания возможна только тогда, когда я действительно опираюсь на шастру, а не на какие-то вещи, которые вложили в меня другие люди.
И при этом сам я не понимаю, я же не понимаю, я не знаю, я не видел, не понимаю, как они в меня вложили, но они там есть, они действуют, и моё ложное эго их принимает. Ложное эго служит фильтром, оно отфильтровывает что-то, что ему не нравится, что не соответствует ему и, наоборот, принимает что-то, что ему нравится. И вот этот вот механизм надо очень хорошо понимать. Мы это в приложении конкретно к дикша-самскаре рассмотрим, что это значит.
Но мне сегодня хотелось немного рассказать об этом процессе, о том, как ложное эго фильтрует самскары. Как ложное эго одни самскары активирует, другие самскары, наоборот, заставляет уснуть или переводит их в какое-то такое пассивное состояние.
Это ещё один кусочек того, что мне хотелось сказать. И я уже буду сейчас завершать наши дозволенные речи. Ну, да. Наверное, много не нужно уже говорить. Я сейчас ещё скажу… да… Теперь ещё один очень интересный момент. Потому что мы с вами в целом пытаемся изучать науку самскары и, соответственно, науку преображения, и, соответственно, одновременно с этим смотрим на то, как самскары действуют в нашей обычной жизни, просто отпечатки нашей прошлой кармы, и так далее.
Как, по каким признакам мы можем понять, что включились какие-то самскары, особенно, если речь идёт о нежелательных самскарах?.. Это очень важный момент. По каким признакам… Это важный инструмент! Потому что нам нужно научиться с вами отделять что-то истинное от ложного. И иногда это очень сложно сделать. Потому что, ещё раз… Так как это порождено нашим каким-то аппаратом, оно по определению истинно, мы по определению принимаем это как нечто хорошее, доброе, светлое, вечное. И нам очень сложно реально оценить это всё.
Так вот! Один очень важный критерий. Крайне важный критерий! Если какая-то мысль, или какой-то наш поступок, или какие-то наши слова вызваны или сопровождаются очень сильной эмоциональной реакцией – это самскара. Это верный признак того, что это самскара. Как мы бы потом это ни оправдывали, какую бы базу мы под это ни подводили. Потому что, если включилась эмоция, это значит, что включилось эго. Эго включает эмоции. И это значит, что эго включает определённые самскары, в которых эта эмоциональная энергия накоплена. И так далее.
То есть, иначе говоря, если вы в пылу спора, или в пылу попыток доказать, что вы правы, чувствуете эту эмоцию, вами движет эта эмоция. Если кто-то что-то сказал, и эти слова вызвали у вас очень большую эмоциональную реакцию, это значит, что сработал самскар-триггер. Самскары работают на основании триггера. Кто-то что-то сказал не так, что-то, что вам не понравилось – включилась эмоциональная реакция. Если это отличается от шастры.
Иногда мне приходится сталкиваться с такой ситуацией. Человек в очень сильном эмоциональном состоянии начинает говорить, что «вот это не так, это не по шастре».
Отклонения от шастры не вызывают эмоциональных реакций. Мы видим: человек отклоняется от шастры, мы понимаем, у нас может появиться сострадание, у нас не возникнет этой очень сильной эмоциональной реакции по этому поводу. Потому что эмоциональная реакция – это всегда признак того, что за этим стоит эго.
Знаменитая поговорка: «Цезарь, ты сердишься, значит, ты не прав». Значит, ты не прав. Потому что это признак того, что вы не правы. Это явный признак этого. Если что-то вызывает у меня сильную эмоциональную реакцию, так или иначе, отторжение, я потом начинаю под это всё подводить – значит, что работают самскары, значит, что я, в конце концов, неправ. Как бы точно я потом ни делал все эти логические рассуждения, у меня ошибка в первом действии. Так как ошибка в первом действии – моё эго включилось. Это неправильно.
А первый, самый первый, самый важный этап дикша-самскары заключается в том, чтобы научиться отделять себя от этих накопленных нами самскар, стереотипов мышления, каких-то привычных эмоциональных реакций, привычного поведения, привычного восприятия реальности. Если мы научимся это делать, мир откроется нам по-другому. Мы увидим мир по-другому! У нас даршан будет! Мы увидим, что Бог проявляется, и мы увидим, как Он в нашей жизни проявляется.
Вчера у меня, я давал лекцию, и там человек, замечательный преданный, сказал, что «Нараде Муне Кришна явился, а нам не является. Ну, ладно, Он один раз явился, сказал, что «больше не явлюсь», но один-то раз явился, и Нараде Муне было хорошо, а мы-то, бедные, к нам Он не появился ни разу, и поэтому мы всё время думаем: «Может, Он есть, а, может, и нету…».
Да тыщу раз Он к вам приходил! В разных видах. И в виде Святого Имени Он приходил, и в киртане Он приходил! Он был! Он есть в вашей жизни! Но из-за этой пелены самскар, из-за того, что мы смотрим на мир сквозь эту тонкую вуаль самскар, сквозь эту сетку самскар бесконечных, сквозь все эти стереотипы, мы не можем увидеть Кришну. Мы не понимаем знаков, которые Он нам даёт, не понимаем каких-то вещей, как Он нас направляет.
Иногда, потом, оглядываясь, мы понимаем: «Да, это был Кришна, точно был Кришна!»
Сегодня я имел счастье слышать рассказы преданных, как они там приходили. Разные были рассказы. Но во всех рассказах прослеживается: Кришна за этим был. Неслучайно всё это было! Он вёл нас. Кришна есть! Мы не видим… Почему не видим? Из-за самскар.
Поэтому надо научиться отделять! Если мы научимся отделять… И в этом, собственно, смысл всей дикша-самскары - в том, чтобы научиться отделять. Дальше, дальше, дальше, постепенно формировать свою духовную личность в процессе тех научных рекомендаций, которые даёт панча-самскара.
Но для начала нужно научиться отделять себя от этого. И, научившись отделять себя от этого, мы уже освободимся, уже почувствуем огромное освобождение, огромное счастье. И мы уже поймём, что «я уже не хочу дальше туда, я не хочу обратно туда, в этот самый свой мутный мир, где я всегда прав». И это единственное преимущество этого мира. Вдруг я оказался в другом мире, где, оказывается, я далеко не всегда прав и это, конечно, обидно, но всё равно тут лучше. В мире, где правы шастры, где правы садху, где прав гуру. В мире, где есть высшая правота, а не моя обусловленная правота, на которой я не пытаюсь настаивать.
Вот это некое введение в нашу тему, почему так важно правильно проходить через этот растянутый во времени процесс дикша-самскары, что должно в результате этого происходить и чему мы, в конце концов, научимся.
И только в конце, единственное, что я хочу сказать, то, что я обещал сказать. Это эти изначальные качества души. Бхактивинода Тхакур называет их конституциональными пуньями. Сварупа-пуньями. Пуньями, или благими качествами, которые изначально принадлежат нашей сварупе. Они не есть навязанные нам извне качества.
И это очень важно! Очень важно знать. Это, в конце концов, скажем так, некая общая очень примитивная ещё, но модель нашей личности, которую мы должны восстановить в результате дикша-самскары. Потому что мы, в конце концов, восстанавливаем свою сварупу. Вот, есть эти качества сварупы, которые Бхактивинода Тхакур в «Чайтанья-шикшамрите» перечисляет.
Первое – это праведность, или понимание того, что такое хорошо, что такое плохо. У нас есть этот внутренний индикатор. Понятно, что у нас есть также ум, который много нам всего навязывает, но где-то как-то в каком-то смысле у нас есть это внутреннее интуитивное понимание.
Второе – это сатья, правдивость, или умение видеть истину и склонность говорить истину. Естественная склонность! Когда человек лжёт, ему становится плохо, потому что он понимает: я предал себя… Правдивость – это естественное качество души. Душа по природе своей правдива. Из-за всех этих наслоений она иногда лжёт.
Следующее качество – это чистота. Тоже сегодня, во время нашего разговора с кандидатами, несколько человек обозначили это. То, что в какой-то момент стремление к чистоте стало очень сильным и очень естественным. Кто-то это может на своём опыте также подтвердить, что хочется, хочется чистоты, не хочется грязи? Пожалуйста, не стесняйтесь (БВГ улыбается).
Из зала: Харибол!
Потому что по природе-то мы чисты. У нас есть эта склонность к чистоте. Но одновременно с этим в уме, в этих самскарах есть также некая склонность, или привязанность к противоположному качеству.
Дальше Бхактивинода Тхакур говорит: дружелюбие. Душа по природе своей дружелюбная штука. (смех в зале). Дружелюбная такая… Такое дружелюбное существо… Злость – это навязанное, это искусственное качество. По природе своей душа дружелюбна. И нужно очистить это качество.
Дальше он говорит: шаралата. Простота. Простота, или честность, отсутствие притворства. И желание любить.
Это семь. Или шесть? Сколько там получилось? Шесть, да? Да, шесть качеств, которые Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, они изначально присущи душе по природе.
И по этим качествам мы можем отслеживать, насколько благополучно идёт процесс нашей дикши. Этот процесс начался ДО того, не обязательно, не нужно думать, что этот процесс начинается в момент дикши. Этот процесс начинается, когда мы приходим в общество преданных. В момент дикши мы как бы формально заключаем эту связь, и мы можем интенсифицировать этот процесс, но, тем не менее, этот процесс должен идти.
Мы должны понимать: по мере того, как я продвигаюсь в своей дикше, эти качества естественным образом должны всё больше и больше просвечивать через мой ум. Они уже есть в моей душе, просто сейчас они затемнены этим умом, эго, самскарами, какими-то моими корыстными желаниями… А так, в принципе…
И, на самом деле, люди чувствуют это. Сегодня тоже один преданный говорил: «Ну, вот, я больше не хочу туда, к этим людям, к тем, с которыми я там жил. Я хочу с этими быть. Они потому что дружелюбные». Почему дружелюбные? Потому что душа дружелюбная. Потому что по природе душа дружелюбная, душа не бука. Поэтому не бойтесь быть дружелюбными. Не бойтесь быть чистыми, это хорошо. Не бойтесь быть честными, простыми, бесхитростными. Всё это изначальные пуньи, или изначальные украшения души. И в духовном мире все души такие.
Хотите в духовный мир?
Ответ из зала: Харибол!
Есть другой список. Я говорил, что иногда по-разному приводят это. Но, чтобы просто, чтобы сравнить, потому что, по сути дела, в конце концов, речь идёт об одном и том же… Другой список идёт из «Гаутама-дхарма-сутр». Я нашёл ещё один список естественных качеств души: сострадание ко всем живым существам, то есть способность чувствовать чужую боль. Терпение – способность выносить боль свою, так или иначе. Отсутствие какой-то зависти, или злобы. Чистота, опять же. Некое внутреннее спокойствие. Позитивное расположение. Некое позитивное настроение. Щедрость. И отсутствие чувства собственности.
Может показаться на первый взгляд, что это какой-то другой список добродетелей, но на самом деле, в сущности, речь идёт об одном и том же. С какими-то отличиями в деталях.
Душа по природе своей – святая. Душа – часть Бога. Душа наделена всеми замечательными качествами. И дикша-самскара – это процесс, который помогает восстановить все эти изначальные качества души и приобрести ещё более замечательные качества в отношениях с Кришной.
Спасибо большое!
Из зала: Харибол! (громкие апплодисмендты)
Шрила Прабхупада ки Джай! Гоура премананде! Харибол!