08 мая 2022
Длительность: 0:41:08
thumbnailplay

Древняя ведическая и современная научная концепции времени: характеристики и отличие. Веды говорят, что время является активной движущей силой и время циклично. Роль времени в нашей жизни. 3 причины всех происходящих с нами событий.

Почему не нужно ожидать слишком многого от Кали-юги. Что представляет собой время, в которое мы живем. Деградация языка. Описание признаков Кали-юги, приведенное в «Шримад-Бхагаватам».

Как противостоять разрушающему влиянию века раздоров и лицемерия. Как мы можем предотвратить ожесточение нашего сердца и остановить деградацию. Почему Шрила Вьясадева утверждал, что Кали-юга — лучшее время для духовного прогресса человечества.

Текст лекции

Добрый день, уважаемые слушатели, зрители.

Мой небольшой рассказ будет продолжением того, о чём рассказывал Василий Тушкин, я немного поговорю про ведическую концепцию времени и, в частности, остановлюсь на том, что, собственно, представляет время, в котором мы живём.

Он рассказал в двух словах о периодизации истории, о том, что мы живём в век, который называется Кали-югой, или веком вражды, лицемерия. Я расскажу немножко, что это значит и, главное, чтобы рассказ мой имел какой-то практический смысл, я постараюсь дать практические советы, конкретные советы – как противостоять этому влиянию.

Прежде всего, давайте начнём с описания того, чем отличается современные представления о времени от ведических представлений о времени.

В соответствии с современной наукой, которая, в общем-то, толком не знает, что такое время... Подразумевается, что время – это, всего лишь навсего некая пассивная среда, в которой происходят всевозможные события.

Две принципиальные характеристики отличают «научные» в кавычках представления о времени, то есть представления, которые, так или иначе, укоренились в нашем с вами сознании, с легкой руки всевозможных учебников – это то, что, во-первых, время линейно и в этом линейном времени есть точка начала, точка конца. И эта точка начала, и точка конца – они никогда не совпадают друг с другом. Потом начнется некий другой отрезок времени. Всё это идёт из близорукости человека. Когда он пытается приложить представления, выработавшиеся у него на протяжении жизни ко вселенским масштабам.

То есть наше жизненное время линейно – оно как бы идёт от рождения к смерти. Его невозможно повернуть вспять и, хотя внутри есть какие-то циклы, мы прекрасно знаем, что вот есть точка начала, точка конца, и естественным образом перекладываем эти представления на вселенское время. И тоже думаем, что есть точка начала, точка конца, точка большого взрыва вселенной, точка конца вселенной. Это время надо как-то перетерпеть, потом всё равно всё кончится.

На самом деле, реально, время циклично и, даже наше с вами время, время нашей с вами жизни, оно тоже циклично: за нашей смертью следует новое рождение, а за новым рождением новая смерть, которая, в конечном счете, приведет к новому, очередному циклу.

И почему мы, собственно, видим время, цикличное время – линейным? Именно потому, что мы судим по очень  небольшим отрезкам времени. Все знают, что если взять окружность очень большого диаметра, то при близком рассмотрении, когда мы не видим всю окружность, а только небольшой участок этой окружности, он покажется нам прямой, хотя, на самом деле – это круг. Точно так же и время кажется людям близоруким, людям, которые не могут увидеть большую картину мира – оно кажется линейным. Это первое отличие ведической концепции от современной концепции.

И второе отличие – это то, что время пассивно, как говорит современная наука. А Веды говорят, что нет – время это активная, реальная, движущая сила. И в каждый отрезок времени могут происходить только определённые события. Время, активность времени, сила времени заключается в том, что оно из всех возможных событий, которые в принципе могли бы произойти в этот участок времени, выбирает только определённые.

В принципе, эта идея заключена в каких-то языковых формулах. Например – её время ещё не пришло, или время для этого ещё не настало, мы говорим. Это значит, реально, что вот есть время, и оно определяет, что вот это событие может случиться в данный отрезок времени, а вот эти события при том, что, в принципе, они могли бы произойти, никак не произойдут, потому что время ещё не пришло или время, наоборот – уже ушло.

Давайте посмотрим, что это, реально, значит. Это большая и очень интересная тема, но, в общем-то, я не собирался слишком подробно об этом говорить, потому что меня попросили рассказать всё-таки о том, что творится в тот отрезок времени, в который мы живём, и что с этим делать. Как с этим бороться или мирится.

Давайте всё-таки посмотрим на роль времени. В двух словах, буквально. На самом деле, все события в нашей жизни, любые изменения, которые происходят здесь, перед нашими глазами, в соответствии с Ведами, имеют три причины.

Первая причина – наше с вами желание. И это очевидная причина. Мы знаем - если я хочу чего-то, я буду делать, и без моего желания ничего тут не произойдёт. Так как у живого существа - у нас с вами, есть свобода воли, у нас появляются желания, и мы пытаемся реализовать эти желания, реализовать свободу воли в рамках того, что возможно. Это первая очевидная и понятная причина, её признают все - наше с вами желание свободной воли.

Вторая причина, которая накладывает ограничения на первую – это силы и законы, которые действуют в нашем мире. Соответственно, я могу хотеть чего угодно. Я могу хотеть стать президентом Соединенных Штатов, но, ну никак у меня этого не получится, даже если я очень сильно захочу, даже, если я буду визуализировать это, если я буду в медитациях представлять себя входящим в Белый Дом, ну не получится из этого ничего. Просто потому, что у меня нет американского гражданства, а, в соответствии с законами Соединенных Штатов, избранным может быть только человек, у которого есть гражданство.

То есть силы и законы, действующие в материальном мире тоже понятная, в общем-то, причина действия.

Ещё раз: они накладывают ограничения на наши желания. И, более того, изначально людям не приходят в голову заведомо неисполнимые желания. Несмотря на модные в наше время представления о том, что вот главное – научиться визуализировать, и «мерседес», или там, не знаю, «ягуар» какой-нибудь будет стоять у вас в гараже. Главное – как следует с визуализировать его. Это, в общем-то, достаточно примитивные представления для ленивых людей.

Есть силы и законы, которые ограничивают нас естественно. Желание очень важно, но всё этим не ограничивается, потому что желание сталкивается с нашей кармой, с нашими возможностями. И это вторая причина.

Но, третья причина – это вечное время. Время как активная сила.

Если мы посмотрим на три этих причины, определяющие всё то, что происходит с нами и всё то, что творится в этом мире, то мы поймём, что все эти три причины воздействуют несколько по-разному.

Первая причина – желание живого существа, отвечает на вопрос «Почему что-то происходит?» Если, в конце концов, я хочу ответить на этот вопрос – Почему? – я должен докопаться до желания какого-то живого существа, которое захотело, чтобы это произошло. Если желания не будет, то ничего и не произойдёт.

Вторая причина - силы и законы, так как силы и законы, в общем-то имперсональны – за ними нет никаких личностей, то они отвечают на вопрос «Как что-то происходит?»

Предположим, у меня есть какое-то конкретное желание, но, чтобы это желание реализовалось, нужно, чтобы включились определенные силы в этом мире, и законы позволили этому произойти. То есть вопрос «как это произойдёт?» определяется силами и законами, действующими в этом мире.

И, собственно, наука, которая изучает эти имперсональные силы и законы, отвечает на вопрос – Как? Она не отвечает на вопрос Почему? Она отвечает просто на вопрос – Как это происходит? Люди думают, что наука отвечает на вопрос почему. Наука не отвечает на вопрос почему. Наука не может ответить на вопрос – почему появилась эта Вселенная? Она может, до какой-то степени, описать, как она появилась, какие силы и законы в это время действовали. Если, действительно, её аппаратов и инструментов хватит, но она никогда не ответит на вопрос почему. Потому что почему подразумевает наличие живой личности с её свободой воли. И отвечая на вопрос – Почему появился этот мир?  - Мы, конечно же, должны прийти к необходимости кого-то, по чьему желанию этот мир появился. Потом включились материальные законы какие-то, изучая которые, мы можем, до какой-то степени, понять, как это всё произошло.

А вечное время отвечает  на вопрос – что? Вечное время, как я уже сказал, из множества возможных событий, которые могут произойти в принципе, в соответствии с желаниями живого существа и в соответствии с имперсональными силами и законами, отбирает только те события, которые, в принципе, уместны для данного времени.

Василий Тушкин, выступавший до меня – хороший астролог. Он изучал эту науку астрологию подробно, и в ведической астрологии есть очень важный раздел, который называется – электоральная астрология, не имеет никакого отношения к выборам демократическим. Электоральная астрология как раз это наука о том, какие действия мы должны выбирать для данного, конкретного периода времени или участка времени, или момента времени. Какой период времени максимально будет способствовать тому, что начатое в этот момент дело завершится успехом.

Это, как я уже сказал, отдельная, очень интересная наука, но она основана как раз на том, что конкретное совершенно сочетание гун материальной природы, о которых говорил Тушкин, а каждый момент времени насыщен гунами. Так, время, в которое мы живём, опять же, как объяснял предыдущий докладчик – насыщенно гуной невежества. И из-за этой перенасыщенности, мы живем в этом перенасыщенном растворе невежества. Случаются, в основном, события, которые несут на себе отпечаток невежественный. И даже если желания живых существ будут самыми благими, даже если, в принципе, материальные законы позволят, чтобы всё это произошло – это, тем не менее, не произойдёт. Просто потому что оно задержится в сите времени. Сквозь сито времени пройдут только события, которые могут случиться в этот момент.

Это небольшое введение, которое, к сожалению, заняло большую часть времени, отведённого на мой рассказ, но я думаю, что мы как-нибудь уложимся.

Собственно, отсюда, из этого понимания, может быть ясно, что не нужно слишком многого ожидать от Кали-юги. Кали-юга – это плохое время. И хотя люди привыкли гипнотизировать себя какими-то рассказами и байками о том, что нас всех ожидает светлое будущее, я, к сожалению, вынужден вас разочаровать. Оно ожидает, но через четыреста двадцать три тысячи лет, когда закончится Кали-юга.

Что касается этой самой Кали-юги, времени, в котором мы живем – это мрачное, тяжелое, темное время, когда раздоры возникают по поводу и, в основном, без повода. Когда люди лицемерят, когда люди лгут, когда ложь становится главной движущей силой всего того, что происходит – эту ложь называют пропагандой. И мы все знаем, какую гигантскую роль имеют в нашей жизни средства массовой информации, насколько они влияют на нас, на наши решения.

Всё это было предсказано в ведических писаниях. Есть 18 Пуран, и в этих 18-ти Пуранах, в каждой из них, практически в каждой из них, я не могу сказать, что прочитал все из них, но со многими из них я ознакомился – это гигантские произведения. Практически в каждой из них есть раздел, более или менее подробно описывающий ужасы Кали-юги. Совершенно однозначно, Ведические писания говорят, что это время деградации. Ни о каком прогрессе не может идти речи. Так называемый прогресс в Кали-югу – это хорошо замаскированный регресс человека. Человек упрощается – мы можем видеть это. Даже если взять совершенно очевидные данные по языку – мы можем видеть, насколько русский язык упростился за последнее время, насколько упрощается синтаксис языка, упрощается даже его фонетическая структура. Раньше были яти, раньше были какие-то другие звуки, а теперь они постепенно, постепенно выбиваются из языка.

Если взять санскрит – язык, в высшей степени, изощрённый, очень сложный, с огромным синонимическим запасом, когда там одно слово вода имеет семьдесят синонимов, а слово огонь имеет шестьдесят синонимов. Причем, каждый из этих синонимов не пересекается друг с другом. Каждый из этих синонимов описывает определенные, уникальные характеристики этого явления – огня.

Это значит, что люди, которые тогда наблюдали, наблюдали за огнём, они видели огонь гораздо более объемно.

Лингвистика очень сильно влияет на наш язык, очень сильно влияет на наше восприятие мира. Есть племя индейцев в Южной Америке, у которых нет слова зелёный. И они не могут отличить зелёный цвет. Для них зелёный и синий это одно и тоже. Это оттенки одного и того же цвета.

Точно так же мы с вами из-за некой примитивности и примитивизации постоянно, к сожалению, идущей деградации языка – мы знаем знаменитый пример из «Двенадцати стульев» про Эллочку-людоедку, которая вполне обходилась двадцатью пятью словами, и прекрасно существовала. Мы с вами живем в этот век деградации.

Если, кстати говоря, мы хотим противостоять этой деградации, то, конечно же нам нужно выйти из этого заколдованного круга упрощения всего того, что только может быть и, прежде всего – языкового упрощения. И, если у нас есть лингвистические способности – можно учить чужие языки, которые дают также возможность посмотреть на мир более объёмно, потому что каждый язык показывает этот мир со своей стороны.

Ну, опять же, это некое отступление, а я хотел просто прочитать несколько предсказаний, касающихся Кали-юги сначала, и потом дать позитивный вывод из этого всего.

Итак, давайте посмотрим, что в «Шримад Бхагаватам», на который мы все опираемся в этой научно-практической конференции, говорится о времени, в которое мы с вами живём: «На исходе юги, последней из тысячи юг, все люди, о, Юдхиштхира, становятся лживыми. В то время соблюдается лишь видимость жертв, даров и обетов».

Это основа человеческой жизни. Я приношу что-то в жертву, дарю другим людям, я даю пожертвование, я забочусь о других и я даю обеты, которые я никогда не нарушаю. В наше время ничего этого нет, остаётся видимость от всего этого, пустышка.

В Кали-югу даже священнослужители, брахманы, становятся не разборчивыми в еде. Разборчивость в еде – это один из важнейших признаков чистоты человека. Потому что человек, стремящийся к чистоте, будет очень разборчив в том, что он ест. А если я потребляю что-то нечистое, моё сердце будет загрязняться.

И когда всё в мире идёт вопреки установленному порядку – это предвестие гибели. Очень важное предсказание. Когда говорится о нарушении установленного порядка, имеется ввиду - нарушение естественного цикла, природного цикла времен года. Когда летом тепло и идёт дождь иногда, когда весной идут обильные дожди, весна длинная, когда зима холодная, и так далее. Вот это вот нарушение – те самые климатические изменения, о которых все, или, по крайней мере, многие сейчас беспокоятся – это, в соответствии с предсказаниями Пуран и, в частности «Шримад-Бхагаватам» - верное предвестие гибели мира. Но,  разумеется, до полной гибели у нас ещё есть время. Мы не пытаемся сказать, что это произойдёт в следующее воскресенье, но то, что сейчас всё встало с ног на голову….

Ещё относительно недавно всё шло по очень чёткому календарю. Крестьяне, жившие в гармонии с природой, знали – в это время, в этот день нужно сеять, в этот день – нужно убирать яблоки, в этот день нужно делать ещё что-то, и всё действовало просто как часы. Потому что, на самом деле время – это и есть часы. И есть очень чёткий, установленный порядок. То, что сейчас порядок этот нарушается, то, что периоды, сезоны года перемешались друг с другом, то, что всё встало с ног на голову – признак того, что действительно дело зашло очень далеко и всё очень тревожно. Это внешний признак.

Теперь несколько слов… Я не знаю, сколько у меня времени ещё, потому что я немножко позже начал? Кто-то из организаторов может мне сказать?

Ведущая: Я могу сказать – успех любого мероприятия зависит от того, какие люди присутствуют на этом мероприятии. И Вы у нас – одна из ВИП-персон. Поэтому, пожалуйста, продолжайте говорить.

- О’кей. Хорошо. Я не буду злоупотреблять этим великодушным разрешением и постараюсь закончить в обозримые сроки. Дальше, следом, что написано в «Шримад Бхагаватам»: «В век Кали варвары будут править Землёй». Варвары – значит, в общем-то, не очень культурные, образованные люди.

«Эти правители погрязнут в пороке. Их повеления будут ничтожны, а речи лживы. Жизнь людей немощных, слабовольных сократится, тело станет слабым и люди будут утрачивать человеческое достоинство. В этот век  редко когда можно будет услышать правдивые речи. Численность людей в мире умножится. Цветы и плоды потеряют запах и вкус. Женщины станут низкорослыми и будут удовлетворять низменные прихоти мужчин, пренебрегая добропорядочностью и достоинством. Волосы у женщин будут короткими и станут торчать во все стороны».

Ну вот если есть какое-то предсказание панков, то вот оно тут есть. Не говоря уже о том, что, действительно, мы видим, как буквально на наших глазах цветы и плоды в этом мире лишаются вкуса и запаха – из-за употребления химических удобрений.

Ещё одно небольшое предсказание: «Семи-восьмилетние девочки будут становиться матерями, а мальчики в десять-двенадцать лет – отцами». Реальные такие случаи уже происходят. По-моему, самая молодая мать, как раз семи-восьмилетняя девочка где-то там. «Юноши уподобятся старикам, а старики будут подражать юношам». Ну тоже, наверное, не нуждается в каких-то комментариях.

«В Кали-югу происхождение, достоинство и манеры человека будут измеряться его богатствами». То есть, все будут судить по количеству нулей на банковском счёте о человеке.

«Закон и справедливость всегда будут принимать сторону сильного. Мужчины и женщины начнут сходиться на основе сиюминутного влечения, а успех в делах будет полностью зависеть от умения обманывать. О женственности и мужественности будут судить по сексуальной силе. Священнослужителями будут считать тех, кто носит шнур и другие внешние опознавательные знаки. Маленькое жалование станет верхом неприличия, а учёность сведется к умению ловко жонглировать словами. Нищету приравняют к бесчестию, а лицемерие к добродетели. Браки будут заключаться по устной договорённости. А о красоте человека будут судить по его причёске».

Вот такие печальные события нас ожидают, такие печальные предсказания сделаны. И теперь, собственно, самое главное, ради чего я затеял весь этот разговор. Можно анализировать все эти предсказания. Можно удивляться их точности. Можно видеть, как они реально осуществляются сейчас, в наше время, но от этого легче не станет.

Что же нам-то делать? Могу ли я лично противостоять этому регрессу? Могу ли я лично, понятно, что время не позволит во вселенских масштабах что-то поменять, но могу ли я как-то сопротивляться этому? Могу ли я, так или иначе избежать всех этих кризисов, о которых говорилось в предыдущем выступлении?

В Ведических писаниях и в писаниях Древней Греции есть очень важное утверждение. В частности, мы знаем, что эта система из четырёх юг, она описана также в произведениях Гесиода – в его поэме о Богах, и у Лукреция, и так далее. В Риме, у Овидия. Все эти четыре века: золотой, серебряный, бронзовый и железный, в который нам выпало с вами жить, описаны там. И описание очень сильно соответствует или напоминает те, которые даются в Пуранах.

Практически дословно одни и те же вещи говорятся – о том, что был золотой век, люди, действительно, были очень возвышены, очень чистые. Жили в соответствии с чистыми идеалами. Что случилось потом? Был такой древнегреческий астроном и астролог – Сол, из Арата (275г. до н.э., греческий поэт Арат Солийский). И у него есть поэма «Миф о богине справедливости», где он описывает дошедшие до него в то время представления об этих четырёх веках. И он говорит, как постепенно справедливость, которая в золотой век жила вместе с людьми, покинула человеческое общество. И, в конце концов, переселилась на небо и находится там в виде созвездия Девы, которое обычно, изображают, как женщину с завязанными глазами и соответственно правосудию…  Ну так или иначе…

Это Богиня справедливости. И при описании этой деградации, которая происходит на протяжении четырех веков, как Сол из Арата, так и Овидий в своих «Метаморфозах», так и Гесиод, так и Ведические Пураны – говорят об одном и том же: «Деградация происходит из-за ожесточения сердца человека. А сердце человека ожесточается из-за того, что он начинает убивать и, прежде всего, начинает убивать невинных животных».

В золотой век – в Сатья-югу, животные и люди жили в мире друг с другом, они любили друг друга, они не боялись друг друга. Охота началась только в Двапара-югу. В Трета-югу люди уже стали убивать для того, чтобы есть мясо – до этого это было, всего лишь навсего, развлечение людей, воинов. В Двапара-югу эта ситуация осложнилась, и в конце Двапара-юги случилось трагическое событие, перевернувшее историю мира. Когда человек, вернувшийся с пустыми руками с охоты, увидел мирно пасущегося быка, который помогал ему в его делах, вонзил своё оружие в сердце быка, и отведал плоти быка.

Это описание, хотя оно идет из совсем другой культуры, полностью соответствует представлению Ведической культуры. Когда человек ожесточил своё сердце и стал есть, прежде всего - быка и корову, мясо быка и коровы. Тем самым он ускорил деградацию человечества и своё собственное разложение – постепенное, постепенное ожесточение своего сердца.

Чтобы противостоять ужасам Кали-юги – самое главное средство, с которого каждый из нас может начать – это отказаться от мяса и, прежде всего, мяса быка и коровы.

Если мы это сделаем – это уже будет огромный вклад в улучшение ситуации в этом мире. Если мы с вами попытаемся, так или иначе, противостоять деградации доступным нам способом – остановим убийство невинных живых существ, самых невинных и самых добрых – быка и коровы, то, конечно же, мы сможем помочь себе и помочь всем остальным.

Ведущая: У нас к Вам есть вопросы. Там фоном у Вадима Тунеева шла служба. Вы находитесь рядом с храмом, как я понимаю.

- В самом храме.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, поскольку мы живём в эпоху деградации, и влияние Кали-юги естественно, то есть может быть существует замысел и с нас спрос меньше?

- С нас спрос, безусловно, меньше.  В Ведических писаниях говорится, что в прежние века учитывались не только поступки и слова человека, но учитывались также мысли человека. Наши мысли в расчёт не берутся. И слава Богу. Спрос с нас, безусловно, меньше и скидок у нас огромное количество. У нас есть множество облегчённых способов достичь того, что делали люди в прошлые века с помощью огромных усилий. Но, при этом надо понимать, что всё равно ответственность на нас лежит, хотя бы чуть-чуть мы можем делать.

И мой призыв, гуманитарный призыв, ко всем: давайте все-таки немножечко будем улучшать наше время, а не ухудшать наше время. То, что деградация суждена, не значит, что мы обязаны ей поддаваться. Она суждена в это время, потому что люди хотят деградировать. Но тот, кто не хочет деградировать, может избежать её, и для этого у нас есть все возможности.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, достаточно такое… Перспективка-то не очень у человечества… И вопрос появился у нас в чате: «Нужны такие знания. То есть жизнь она сейчас преисполняется (неразборчиво) смысла».

- На самом деле, как я уже сказал, всегда, во всех таких печальных предсказаниях, есть очень оптимистическое зерно. В частности, Вишну-пурана заканчивается потрясающей историей, которая называется «Век Кали - лучшее время в истории человечества».

История эта такая: высоко в горах Гималаев жил великий мудрец Вьясадева, и мудрецы, которые жили поблизости там в Гималайских пещерах, собрались вместе и стали спорить и обсуждать: какое же время всё-таки самое лучшее для духовного прогресса. Ни к чему они не пришли и, так как Вьясадева, величайший из мудрецов, пользовался самым большим авторитетом, он написал «Шримад-Бхагаватам», в частности, они пришли к нему, когда он совершал омовение в реке Ганге. И он сразу же по их лицам понял, зачем они пришли, и поэтому, окунаясь в воды Ганги и поднимая голову оттуда, он отфыркивался и с огромным удовольствием говорил: "О, век Кали самое лучшее время человечества! О, женщины, самые удачливые существа в этом мире! О, шудры, как же им повезло!"

И когда удивленные мудрецы спросили у вышедшего из святой Ганги Вьясадевы, почему он такие странные вещи говорил? Он объяснил, что хотя, действительно, это время деградации, но в этот век то, что людям в предыдущие века давалось с огромным трудом, те заслуги, которые люди получали в течение ста лет, совершая аскезу суровую, повторяя молитвы, мантры, занимаясь медитацией - в Трета-югу, в Двапара-югу, в следующую югу за там 10 лет, в Трета-югу... нет извиняюсь, да, в Трета-югу за 10 лет, в Двапара-югу за 1 год, а в век Кали они могут получить, если они будут делать что-то за неделю или за несколько дней.

У нас нет с вами много времени. Наша жизнь коротка и становится все короче. Но у нас есть наши поблажки, которыми мы можем воспользоваться, если мы будем делать что-то хорошее. Результаты этого хорошего в падший век тоже гораздо более впечатляющие. Потому что, чтобы добиться тех же самых результатов в другие века, нужно было попотеть.

А нам достаточно приехать в какое-то святое место, омыться, произнести имя Бога с чувством. Произнести мантру святую, и мы получим те же самые заслуги, которые другие люди получали в течение долгого времени.

Ведущая: Очень много, Вадим, к Вам вопросов, я сейчас объединю их в один, буквально последний, к сожалению - достаточно ли не есть мясо, или есть еще какие-то условия остановки деградации? Вы немножко рассказали, может сейчас еще коротко сделать на том акцент.

- Нет, конечно, этого недостаточно. Это всего лишь навсего хороший первый шаг. Потому что мы внутри ставим заслон негативной энергии, которая содержится в куске окровавленной плоти животного. Взращённого на убой, выращенного в нечеловеческих условиях, убитого жестоко и немилосердно. Мы ставим заслон.  В Упанишадах говорится, что когда человек очищает свою пищу, то его ум очищается. А когда ум очищается, развязываются узлы кармы. А когда развязываются узлы кармы, то человек чувствует освобождение. Он чувствует свободу  - это первый хороший шаг.

Но есть другие условия. 

Другая вещь, которая очень сильно привязывает нас, ожесточает наше сердце – это, безусловно, наркотики.  Все знают что то, что человек не сделает в трезвом состоянии - он легко делает в опьяненном состоянии. Потому что все мешается у него в голове, и он делает то, о чем он потом пожалеет сам, но, тем не менее, он сделает это даже не моргнув глазом. Человек, который опьяняет себя, становится очень жестоким. Именно в этом опьяненном состоянии, или в состоянии тоски по опьянению с похмелья, когда все внутри у него просит, так или иначе, приложиться к какой-то следующей дозе наркотика или алкоголя, — это вторая вещь, которая поможет нам сохранить внутреннюю цельность, а вместе с внутренней цельностью - счастье, силу внутреннюю, достоинство. Очень важные качества человека.

Третья вещь — это незаконные сексуальные отношения, которые сводят человека с ума. Речь идет не о сексуальных отношениях в законном браке, когда человек, действительно, по-другому относится к своему партнеру. А когда человек, реально, эксплуатирует другого. А мы знаем, что греха таить, изнасилование это очень жестокий акт. Когда человек наслаждается именно жестокостью этого акта. Именно жестокость акта придает ему силу делать это. Эта жуткая вещь, которая ожесточает сердце человека.

И наконец, четвертая вещь -  это азартные игры. Когда ослепленный азартом человек также разжигает в себе эту страсть.

Это четыре вещи, которые разжигают внутри страсть, и, разжигая страсть, приводят к невежеству. Усиливая влияние невежества и страсти, вытесняют полностью саттва-гуну, то есть спокойное, счастливое, умиротворенное, доброе состояние сознания, которое мы хотим обрести, которое нужно человеку, без которого мы не можем быть по-настоящему счастливы.  Но мы, идя на поводу у современной пропаганды, думаем, что счастье именно в этом - что счастье именно в окровавленном куске ростбифа или в незаконных сексуальных отношениях, или в наркотиках каких-нибудь там очередных, экстази или еще в чем-то, или в азартных играх и в незаконных деньгах, которые мы получили в результате всех этих спекуляций. К этому относятся также всевозможные форексы и все остальное.

Ведущая: Вадим, спасибо Вам большое. Очень благодарны Вам, что вы нашли время для нашей конференции. Надеемся на будущие эфиры.  Мы с вами прощаемся, вынуждены попрощаться, хотя вопросов, конечно, много. Спасибо вам большое.

- Спасибо большое. Всего хорошего. До свидания.