01 мая 2022
Длительность: 0:12:20
{"type":"doc","version":1,"content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"

Стихи 9 и 11 — очень важные стихи «Шри Ишопанишад». Здесь рассматривается очень практичная тема. «Ишопанишад» говорит нам, что мы на практике должны научиться делать синтез. Наше эго устроено так, что оно все время заставляет нас метаться из крайности в крайность. Нам нужно научиться распознавать крайность кармы и крайность гьяны. Карма — это эгоистическая деятельность ради собственного благополучия, гьяна — деятельность, направленная на освобождение. Смысл «Шри Ишопанишад» заключается в том, что нам нужно научиться синтезировать карму и гьяну, не впадая ни в одну из этих крайностей, и ключ к этому синтезу заключается в настроении служения. Только в этом случае мы сможем обрести вкус вечности.

"}]}]}

Текст лекции

Я очень рад, что вы все собрались сегодня, и я очень рад, что сегодня такая важная тема. 9-й и 11-й стихи сегодня, да? Это центральные стихи «Ишопанишад», по которым «Ишопанишад» обычно узнают, но, если, конечно, не считать первого стиха, вводного стиха, последних стихов, они все важные. Но вот эта тема – она в высшей степени практичная.

О чем говорит «Упанишад» в этих стихах, о том, что мы на практике должны научиться постоянно делать синтез. Наше эго так устроено, что оно все время заставляет нас метаться из одной крайности в другую. Человек постоянно будет это делать. И мы можем видеть, как люди это делают, как мы это делаем, как наши друзья это делают, как страны это делают, социум это делает.

И, собственно, две крайности, которые есть, которые существуют и которые надо научиться распознавать – это крайность кармы и крайность гьяны. Карма – это деятельность ради собственного процветания, благополучия, эгоистическая деятельность. Гьяна – это деятельность, направленная на освобождение. И, собственно, смысл «Ишопанишад» в том, что надо научиться синтезировать карму и гьяну. Не ударяться в крайность кармы потому, что, если мы ударяемся в крайность кармы – это приведет нас к невежеству, к погружению в невежество. Если мы ударимся в другую крайность – это приведет нас к еще большему невежеству.

Все время, сплошь и рядом, очень интересно наблюдать, как это проявляется в человеческом обществе: либо люди начинают проповедовать некую патриархальную жизнь и патриархальные устои, традиции и так далее, это карма. Потому что все эти патриархальные устои нужны только для того, чтобы в конце концов человек здесь как-то вот какую-то вот эту систему поддерживал. Либо они начинают говорить об освобождении, об имперсональных каких-то вещах и ударяются в крайность демократии, которая на самом деле – еще большее невежество.

«Ишопанишад» говорит: одна вещь – невежество, другая вещь – еще большее невежество. Две эти вещи, между которыми мы постоянно мечемся – это две альтернативы, из которых нечего выбирать. Одна приводит к какой-то тьме, к какой-то жуткой темной вещи. Другая приводит к такой же самой тьме или еще большей тьме. И можно видеть это в нашем обществе, как люди принимают одну сторону, другую сторону. Можно видеть это во внешнем обществе, можно видеть это везде практически: либо карма, либо гьяна, либо одно, либо другое. «Ишопанишад» говорит: и то, и другое - невежество. Авидья – это невежество, материальное знание – это еще большее невежество. Материальное знание – имеется в виду, имперсональное.

И, собственно, «Ишопанишад» говорит, что нужно научиться синтезировать и то и другое, что обрести вкус вечности можно только если мы не будем отрицать и то и другое, не будем ударяться в ту и другую крайность. Любая крайность в конце концов ведет к страданиям, к погружению в это самое невежество. А синтез ведет к бессмертию. И как это сделать, как в своей жизни все время синтезировать эти крайности, не ударяясь в одну и не ударяясь в другую – это очень сложно. Это легко сказать, изучая там «Ишопанишад», но как это сделать в своей жизни, как это увидеть в своей жизни, вот это вот большая проблема, и, собственно, фокус-то в том, что сейчас мы изучаем все это.

И в 8-м стихе «Ишопанишад» говорилось о том, что есть Бог, и что Бог является целью всего того, что мы делаем. То есть, по сути дела, если мы держим в фокусе Бога и понимаем, кто такой Бог, что Бог одновременно трансцендентен к этому миру и имманентен к этому миру, Он и тут, и там, – если мы поняли как следует природу Бога, то тогда наша абхидхея, или практика будет тоже правильной, потому что люди заваливаются в крайности из-за того, что не понимают предыдущего материала «Упанишады».

Кто такой Бог по-настоящему? Либо это какой-то имперсональный Бог, безличный Бог, либо это Бог, который только тут, у меня дома на алтаре стоит, и только в моей религии Он есть, ни в какой другой религии Его нет. И, соответственно, только моя религия правильная. То есть корни всех проблем – они там лежат, в понимании Бога, в том, что Бог здесь, в моем сердце, в сердце всех живых существ, и одновременно с этим Бог не в этом мире, Бог за пределами этого мира, Бог в духовном мире, и мы должны туда попасть.

Если мы одновременно это понимаем, не отделяем одно или другое, а поняли, как следует, что да, Бог – Он тут, и с Ним можно уже сейчас начать взаимодействие. Бог в сердце Аджанабаху, Бог в сердце Гауранги, Бог в сердце всех остальных живых существ. И я знаю это, я понимаю это, я чувствую это, я отношусь к ним очень уважительно, потому что Бог находится в их сердце. И одновременно с этим я стремлюсь к Богу трансцендентному, находящемуся в духовном мире, – то тогда, соответственно, я не буду метаться из крайности в крайность, из крайности кармы в крайность гьяны, из крайности гьяны опять в крайность кармы.

Это вот материальный маятник, который надо где-то остановить посередине и шмыгнуть в духовный мир. То есть научиться эти две вещи постоянно в своей жизни синтезировать.

Мы тут в Непале сегодня были в Муктинатхе, это Господь, который дает мукти – освобождение. Мы сегодня летали на высокую-высокую гору, 3800 метров над уровнем моря, говорят, я не знаю точно. Туда Рамануджа-ачарья ходил, это близко к истокам Кали-Гандаки, реки, в которой шилаграмы. Люди идут туда, долго идут туда, очень сложная дорога, нам повезло, нас на вертолете туда отвезли. Обычно люди очень с большим трудом туда поднимаются.

И вот сегодня я увидел там картину высоко в горах, что люди, которые пришли туда, поклонились, соответственно, Муктинатху, Господу, который дает освобождение. Они там себе домики строят из камней, накладывают камешки один на другой. Но идея-то в том, что ты наложил камешки один на другой, значит, там у тебя в духовном мире домик появился где-то в этом мукти. И это очень интересно, потому что да, они хотят мукти, они хотят освобождения, не хотят рождаться и умирать здесь в материальном мире, болеть, стареть, испытывать потерю родственников, ну и переживать все то, что нам материальный мир так щедро дает.

Но при этом они домик себе там строят, то есть они знают, что они не просто растворятся там, а у них домик должен быть, они будут в этом домике жить, который они заблаговременно построили здесь. И это какой-то синтез, немножко сдвинутый в сторону мукти, но, тем не менее, это синтез, потому что раз домик, значит, я там, значит, я личность, значит, Бог личность, значит, у меня будут какие-то личностные отношения. Вот этот вот синтез кармы и гьяны – когда я, с одной стороны, служу и следую всем правилам, и следую всем правилам традиционного уклада, уклада священных писаний, всем заветам. А с другой стороны, я понимаю, что любовь выше всех правил и ограничений, и что в конечном счете достижение мое не в том, чтобы следовать правилам, а в том, чтоб обрести любовь.

Он очень не простой, я, пользуясь своей привилегией, хочу дать вам благословение: дай Бог, чтобы вы научились каждый день своей жизни не метаться из крайности в крайность, а понимать, как и карму, и гьяну правильно, как и карму и гьяну можно использовать в служении Кришне. Как служение, дух служения, настроение служения синтезирует все, синтезирует, с одной стороны, такой дух кармы, дух правильных действий, поступков, дхармы. С другой стороны, желание обрести духовный опыт за пределами этого мира, как две этих вещи сочетаются друг с другом.

Вот, так что я искренне даю благословения всем собравшимся преданным, а те, кто не собрался, тем не даю. (смеется)

Харе Кришна.