09 марта 2022
Длительность: 0:15:21

Все оскорбления святого имени берут начало в последнем, десятом оскорблении. Если человек много слышал о славе святого имени, но у него не появляется любви или привязанности, начальной привязанности на уровне веры, на уровне интеллектуального понимания — для этого человека по-прежнему самым важным будет «я» и «мое» и другие проявления ложного эго. Все это будет заслонять славу святого имени, и человек будет относиться к святому имени с пренебрежением.

Для того, чтобы святое имя превратилось в молитву, нужно постоянно напоминать себе, что в центре находимся не мы сами, а святое имя. Когда нам удастся сделать это, все остальное отойдет на второй план, и наш ум сможет сосредоточиться на звуке святого имени. Результатом повторения чистого святого имени будет наше внутреннее успокоение. Когда у нас внутри наступит мир, мы сможем распространять этот мир вовне, вокруг себя. Но для того, чтобы установить мир внутри, нужно убрать себя из центра бытия и поставить в центр Кришну и Его преданных.

Текст лекции

Дорогие вайшнавы, участники этой замечательной программы!

Я очень рад приветствовать всех и каждого из вас сегодня утром. И несколько слов, которые я скажу, будут касаться десятого оскорбления святого имени - самого последнего из десяти оскорблений святого имени, но самого первого оскорбления, из которого вырастают все остальные оскорбления.

 

шруте’пи нама махатмйе йах прити-рахито нара

ахам мамади-парамо намни со’пи апарадха-крит

 

Если человек много слышал о славе святого имени, но при этом тот, человек который прити рахитаха, человек, у которого не появляется какой-то любви или привязанности чисто на основе того, что мы услышали (речь не идет еще о внутреннем качестве привязанности к святому имени, прити, в полном смысле этого слова, - это качество возникает как дар в результате наших усилий, - речь идет о нашем интеллектуальном понимании того, что нама является самым важным, что нама стоит в центре, что имя не отлично от самого Бога), такой человек, который не развивает в себе любви к святому имени, или привязанности  - начальной любви на уровне веры, начальной привязанности не на уровне сердца, а на уровне просто интеллектуального понимания, такой человек  - ахам мамади парамаха, для такого человека самым главным будет по-прежнему ахам, «я», и мама, и так далее - все то, что ади, все то, что вытекает из этого ахам и мама, все возможные проявления нашего ложного «Я».

И они начинают заслонять от него славу святого имени, и поэтому человек с пренебрежением начинает относиться к святому имени, выделяет ему какое-то вторичное место на периферии своего сознания, не может сосредоточиться на святом имени. И отсюда возникают все остальные проблемы.

Почему я говорю об этом сейчас? Потому что, когда мы повторяем святое имя, чтобы наше святое имя превратилось в молитву, надо все время напоминать себе: “Не я в центре нахожусь. Святое имя находится в центре”. И, соответственно, в тот момент, когда нам удастся это сделать и остальные соображения уйдут на второй план, все остальные соображения перестанут быть важными. Тогда как если мы этого не сделаем, мы будем повторять святое имя на фоне громко идущих всех остальных соображений. Ум будет постоянно возбуждаться, ум никогда не сможет сосредоточиться на звуке святого имени и, в конечном счете, наше повторение будет оскорбительным, т.е. будет приносить очень небольшие результаты.

Кто я? Я прежде всего душа. Чтобы правильно повторять святое имя, нужно понять: “Кто повторяет сейчас святое имя?”

Я думаю, в связи с трагическими событиями, свидетелями и участниками которых мы являемся… На самом деле мы не свидетели, мы участники этих событий, и на каждом из нас лежит доля ответственности за то, что это происходит, за то, что это случается… Результатом того, что человек повторяет настоящее святое имя, будет внутреннее успокоение.

Все эти волны в нашем сознании - это всего-навсего естественное следствие ахам мамади парама – того, что я остаюсь в центре и все мое временное существование, все мое временное бытие, все мои временные обозначения играют главную роль. И я очень сильно возмущаюсь, что другие не думают так же, как я, что другие не согласны со мной, что у других какое-то другое мнение.

Мы видим сейчас эту ужасную, трагическую ситуацию. Помимо того, что происходят трагические события вовне, страшные, непростительные, происходят еще более трагические события внутри нас, когда мы начинаем развивать неприязненные качества к другим людям, позволяем себе ненавидеть других людей, чья точка зрения отличается от нашей.

Это все - следствие ахам мамади парамо. Если я в центре, то, соответственно, все остальные должны думать точно так же, как я. У других людей, которые думают по-другому, нет права на существование в этом мире. Только я прав. И это волнение внутреннее, беспокойство, тревога, внутренние землетрясения, которые происходят с нами постоянно, они также неминуемо будут распространяться вовне.

Если у нас внутри нет покоя, если у нас внутри нет счастья, нет какой-то внутренней убежденности, то вместо того, чтобы помогать другим людям, мы будем распространять эти беспокойства и тревогу вокруг в разных видах: в виде каких-то комментариев в чатах, в виде каких-то мнений, которые мы будем продвигать... И молитвы настоящей не получится.

Мы хотим молитвы о мире. И когда эта молитва получится внутри, и мир внутри настанет, тогда мы сможем распространять мир вовне. Чтобы мир возник снаружи, надо установить мир внутри. А для того, чтобы установить мир внутри, нужно убрать себя из центра бытия, нужно поставить в этот центр других. Даже если мы не можем еще до конца искренне поставить в центр Кришну, можно поставить других людей - тех, кому сейчас очень плохо, тех, кто сейчас прячется в подвалах, тех, кто мерзнет, тех, кто вздрагивает от рвущихся бомб, тех, кто беспокоится о своих детях, о своих мужьях, о хлебе насущном, о том, что будет завтра. Если мы поставим их и их сознание, их связь с Кришной в центр, то это тоже уже будет огромным шагом вперед.  Если мы будем думать о том, что происходит с другими людьми, то мир придет к нам.

Эта знаменитая и очень актуальная молитва Прахлады Махараджа:

свастй асту виш́васйа кхалах̣ прасӣдата̄м̇

дхйа̄йанту бхӯта̄ни ш́ивам̇ митхо дхийа̄

манаш́ ча бхадрам̇ бхаджата̄д адхокшадже

а̄веш́йата̄м̇ но матир апй ахаитукӣ

(Бхаг., 5.18.9)

Она связывает эти вещи в неразрывное целое. В конечном счете мы хотим, чтобы наш ум – но матир авешйатам, чтобы он вошел без всякой причины в Господа, чтобы наш ум пребывал с Ним. Это то, о чем мы молимся. Но для этого надо заботиться о других - шивам митхо дхийа. Манаш ча бхадрам - ум наш очистится в результате того, что мы беспокоимся о других, заботимся о других. Для этого надо, чтобы кхалах прасидатам - люди, у которых внутри бушуют разные энергии, они почувствовали умиротворение и удовлетворение.

Вот она, эта молитва о мире, эта формула, которую дает Прахлада Махарадж. И эти вещи связаны друг с другом. С одной стороны, если мы будем думать о Кришне, то все остальное произойдет. С другой стороны, если все остальное будет происходить, нам легче будет думать о Кришне. Вот поэтому, когда мы повторяем святое имя, надо увести себя из центра, надо поставить туда Кришну, его преданных, тех, кто связан с Кришной, тех, кто дорог Ему, и повторять святое имя в этом настроении.

Я хотел два слова еще сказать на прощание. Во-первых, я очень благодарен вам за то, что вы участвуете в этой программе. Молитва очень могущественна, особенно когда мы делаем ее вместе, совместно. Давайте продолжать делать эту ягью каждый день! Это очень важно.

И есть очень важный критерий, по которому мы можем судить, что наша ягья была успешной. Как Шрила Прабхупада говорил, что в любой ягье должен быть критерий того, что ягья состоялась, того, что она действительно была успешной и достигла своей цели. Если мы хотим, чтобы пошел дождь, то идет дождь. Шрила Прабхупада говорил об этом. Как в Хайдарабаде пошел дождь, или еще что-то такое происходит. Но в нашем случае, если мы почувствуем действительно это умиротворение в сердце, и если мы почувствуем желание, чтобы люди стали такими же умиротворенными, если у нас появится способность объединять людей, а не разделять, то значит наша ягья, ягья повторения святого имени - успешная.

Обычные люди, как правило, разделяют людей, ссорят людей. Именно потому, что отсутствует внутреннее спокойствие. Но если мы обретем эту способность объединять людей, мирить людей, устанавливать действительно хорошие отношения между людьми и восстанавливать те нарушенные отношения, которые у нас нарушились, значит, ягья наша успешная, значит, мы делаем все как надо, и значит, Кришна доволен нами.

Я искренне, из глубины своего сердца желаю всем вам мира, и чтобы вы стали посланцами мира. Чтобы вы не увеличивали количество противоречий и вражды в этом мире, а чтобы вы несли действительно мир всем людям, с которыми вы встретитесь. Неважно где: в обычном пространстве или виртуальном пространстве интернета. Чтобы от вас исходила эта энергия умиротворения, покоя и любви.

Спасибо большое. Это мое послание всем вам.