14 февраля 2022
Длительность: 0:11:44
thumbnailplay

В день явления Господа Нитьянанды мы медитируем на милость Господа Нитьянанды как изначального духовного учителя. Господь Нитьянанда учит живых существ тому, как служить, Он — севака-бхагаван, Его задача в том, чтобы служить и учить этому нас. В чем особая роль Господа Нитьянанды? Кроме того, что Он прославляет Господа Чайтанью, Он проповедует обусловленным душам, рискуя своей жизнь, чтобы спасать грешников. И наша медитация на Господа Нитьянанду — это медитация на Его служение Господу Чайтанье. Служа Господу Нитьянанде, проповедуя славу святого имени, мы обретем милость Господа Чайтаньи.

Текст лекции

Сегодня мы отмечаем Нитьянанда-трайодаши — день явления Господа Нитьянанды. И сегодняшняя наша медитация — это медитация на милость Господа Нитьянанды как изначального духовного учителя.

Когда Господь приходит сюда, в этот мир, особенно когда Он приходит сюда с особой миссией, миссией спасения обусловленных душ, Он всегда приходит вместе со Своими спутниками, главным из которых является Господь Нитьянанда — Господь Баларама, когда Господь приходил как Шри Кришна, или Лакшман, Его брат. Во Вселенной Господь возлежит на Ананта Шеше. И Ананта Шеша является этим олицетворением брата Господа. Когда Господь расширяет Себя в чатур-вьюху, то Сам Он становится Васудевой, а Его первой экспансией является Санкаршана. Всё это разные проявления Господа Нитьянанды, изначального Господа, изначальной таттвы. И Господь Нитьянанда, также как Господь Баларама, Лакшман в Рама-лиле, или Ананта Шеша во Вселенной, играют одну и ту же роль — роль учителей, которые учат нас, как служить.

Шрила Прабхупада объясняет, что Сам Господь, будь то Господь Чайтанья, или Господь Кришна, или Рамачандра является севья-бхагаваном — Бхагаваном, который принимает служение. Но Его первая экспансия — севака-бхагаван. Это тоже Бхагаван, Он Сам, Верховная Личность Бога, но Его задача не в том, чтобы принимать служение, а в том, чтобы служение отдавать; в том, чтобы заниматься служением и таким образом учить нас, живых существ, тому, в чём заключается смысл нашей жизни.

Говорится, что все индивидуальные живые существа, все души являются частичными экспансиями, проявлениями, крошечными искорками Господа Баларамы, или Господа Нитьянанды. В конечном счёте, мы все произошли из Него. Поэтому в кришна-лиле Баларама держит плуг. Этот плуг — символ того, что Он сеет семена джив, семена душ, на почву этого мира. И, собственно, происходя из Него, мы должны научиться тому, что Он делает.

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что первая экспансия Господа Кришны показывает нам, как служить Ему, причём служить Ему во всех расах, служить абсолютно безоговорочно, делая всё то, что необходимо. Нитьянанда служит Господу Чайтанье и Баларама служит Господу Кришне, Ананта Шеша служит Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну. Все Они показывают нам, как служить Господу. И в этом смысле нам нужно понять, в чём особая суть Господа Нитьянанды.

Господь Баларама служит Кришне в шанта-расе, становясь Его сандалиями, Его посохом, Его ложем, на котором Он спит. Он служит Ему в дасья-расе, когда становится Его слугой, массирует Его стопы. Он служит Ему в сакхья-расе, когда Он играет с Ним на полях и в рощах Вриндавана. Он служит Ему как старший брат и таким образом проявляет ватсалья-расу. Он служит Ему даже в мадхурья-расе, проявляя Себя в образе Ананга-манджари.

Но Господь Нитьянанда — единственное, что Он делает в лилах Господа Кришны, помимо того, что Он восхищается и прославляет Господа Чайтанью, — Он проповедует, проповедует падшим обусловленным душам. Самая знаменитая лила Господа Нитьянанды — это лила спасения Джагая и Мадхая, когда ради того, чтобы прославить Господа, прославить милость Господа Чайтаньи, Господь Нитьянанда рисковал Своей жизнью. Ради того, чтобы спасти самых падших грешников, Он вышел на улицы Навадвипы и пытался обратить жутких грешников Джагая и Мадхая. С тех пор Господь Нитьянанда в виде Своих экспансий продолжает это делать. Наша медитация на Господа Нитьянанду — это, безусловно, медитация на Его служение Господу Чайтанье.

Мы с вами — последователи Господа Чайтаньи. И, будучи последователями Господа Чайтаньи, мы должны понимать, как Ему можно служить, каким образом мы можем получить милость Господа Чайтаньи. И ответ на этот вопрос абсолютно однозначный: мы можем получить милость Господа Чайтаньи, служа Господу Нитьянанде. А как служить Господу Нитьянанде? Для этого нужно продолжать Его дело, то есть проповедовать славу Господа Чайтаньи и славу святого имени.

Господь Нитьянанда был тот, кто, уйдя из Джаганнатха-Пури, пожертвовав Своим собственным счастьем, счастьем общения с Господом Чайтаньей, отправился в Бенгалию, в Бенгалию, которая не признала Господа Чайтанью, изгнала Господа Чайтанью. И там, в Бенгалии, Он не просто восстановил славу Господа Чайтаньи, Он распространил её так широко, как никто другой. До сих пор во всех деревнях Бенгалии утром и вечером люди, вставая, прославляют Господа Нитьянанду и Господа Чайтанью, потому что Господь Нитьянанда дал им возможность понять, кто такой Господь Чайтанья, что Сам Господь пришёл на землю Гауды, на землю Бенгалии для того, чтобы принести послание любви.

И нам без этой медитации на Господа Нитьянанду, в общем-то, нечего делать в числе последователей Господа Чайтаньи. Наша единственная надежда — это надежда на милость. У нас нет никаких достоинств, никакой квалификации. У нас нет ни благочестивого рождения, ни хорошей кармы за плечами, ни благоприятной среды, в которой мы могли бы практиковать сознание Кришны. Наш ум не приспособлен для того, чтобы долго сосредотачиваться на звуках святого имени. И даже во время киртана ум наш умудряется отвлекаться на множество-множество вещей. Мы можем рассчитывать только на одно — только на милость. На милость кого? На милость Господа Нитьянанды, которому Господь Чайтанья поручил спасать обусловленные души. Он делает это.

И если мы служим Господу Нитьянанде или Его представителю, а все Его представители — духовные учителя, частичные проявления Господа Нитьянанды, продолжают заниматься Его делом, если мы удовлетворим их… А их удовлетворить просто. Для того чтобы удовлетворить Господа Чайтанью, нужно быть очень строгим, очень чистым, очень хорошо и очень глубоко заниматься садханой. Не раз Господь Чайтанья предъявлял эти требования Своим последователям. Это практически невозможно в нашем с вами положении. Бедный Чхота Харидас был изгнан из ближайшего окружения Господа Чайтаньи только за то, что он случайно взглянул на женщину. Кто-то мог подумать, что какой-то намёк на вожделение был в его взгляде, хотя на самом деле даже этого не было.

Но Господу Нитьянанде мы можем служить. Мы знаем, как Ему служить. Мы знаем, как служить Его представителю — Шриле Прабхупаде. Сам Шрила Прабхупада, как он проявил и как проявили его последователи, является авешей, или уполномоченной инкарнацией, воплощением энергии Господа Нитьянанды.

Медитируя сегодня на Господа Нитьянанду в день Его явления, мы, конечно же, должны медитировать на Его лилы, но также на то, каким образом милость Господа Нитьянанды проявляется сейчас в нашей жизни: как мы в своё время были спасены благодаря подвигу последователей Господа Нитьянанды, Его частичных проявлений; и как мы помогаем другим встать на путь очищения, на путь освобождения; как духовный учитель реально проявляется в нашей жизни, спасая нас из очень сложных ситуаций, помогая нам выйти победителем из них.

И, конечно же, помимо медитации на лилы Господа Нитьянанды, на то, как Он проявляется сейчас, сегодня в нашей жизни, потому что Он не есть просто некая историческая фигура, которая жила на свете пятьсот лет назад и больше не присутствует здесь, Он — живая сила, мы также должны медитировать на то, что только по милости Господа Нитьянанды мы можем действительно чего-то достичь на этом, в общем-то, очень непростом пути бхакти-йоги. Путь этот прост технически, но непрост, когда мы говорим о высочайшем идеале, которого в конечном счёте должны достичь.

Итак, сегодня мы медитируем на лилы Господа Нитьянанды, на Его проявление в нашей жизни сейчас, на то, что эти лилы продолжаются и на то, как Господь Нитьянанда спасает нас, как Господь Нитьянанда помогает нам выбраться из этого болота материального существования, в котором мы отчаянно пытаемся стать счастливыми, и таким образом Он делает нас счастливыми.

ха̄ ха̄ прабху нитйа̄нанда
према̄нанда сукхӣ

кр̣пабалокана коро
а̄ми боро дух̣кхӣ

«О, Господь Нитьянанда, — молит Нароттама дас Т̣ха̄кур, — Ты всё время счастлив счастьем премы. Ты переполнен премой, любовью, а я очень несчастен. Брось же на меня этот взгляд, исполненный любви. И, обратив на меня Свой взгляд, также сделай меня счастливым».

Харе Кришна!