Харе Кришна, дорогие преданные!
Хочу напомнить вам о том, что мы с вами размышляем над существенными положениями гуадия-вайшнава-сиддханты, которые суммированы Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в «Шри Даша-мула-таттве». И, прежде чем пойти дальше, мне хотелось сделать небольшой обзор того, что мы прошли. Очень важно всегда хранить в уме эту структуру. По образному выражению Ватсалы прабху, логическая структура подобна шкафу. Без шкафа в нашей комнате очень легко будет сформировываться беспорядок, но если у нас есть шкаф, мы сможем положить каждую вещь на то место, которое она должна занимать, то есть на полочку, и все будет очень упорядочено. И точно так же с нашим знанием, его надо постоянно упорядочивать с помощью логической структуры.
И мы прошли с вами сначала первое положение «Шри Даша-мула-таттвы» а̄мна̄йах̣ пра̄ха. Амная это трансцендентные ведические писания, шрути и смирти, которые дополняют друг друга, но существенная часть этого положения заключается в том, что они должны быть получены по цепи ученической преемственности - а̄мна̄йах̣ гуру парампара праптаха. На самом деле получить откровение можно только посредством адекватного способа. Не прочитав об этом откровении в книге, так мы ничего не поймем, но откровение должно раскрыться в нас. Это возможно, если мы в настроении служения слушаем человека, которого почитаем наравне с Богом, своего духовного учителя.
В связи с этим мы приводили стих из «Катха-упанишад»
наиша̄ таркен̣а матир апанейа̄ прокта̄нйенаива суджн̃а̄на̄йа прешт̣ха
- эти Истины невозможно постичь с помощью логики, но их очень легко постичь - прокта̄нйенаива суджн̃а̄на̄йа прешт̣ха - если мы будем слушать другого человека. И, конечно же, знаменитый стих из «Шветашватара-упанишад»:
йасйа деве пара̄ бхактир
йатха̄ деве татха̄ гурау
тасйаите катхита̄ хй артха̄х̣
прака̄ш́анте маха̄тманах̣
Перейдя к следующей, второй сиддханте, или второй таттве «Шри Даша-мула-таттвы», которая гласит: а̄мна̄йах̣ пра̄ха таттвам̇ харим иха парамам̇ - Господь Хари является Высшей Истиной, - мы приводили стих из «Хари-вамши»: веде ра̄ма̄йан̣е чаива пура̄н̣е бха̄рате татха̄ а̄да̄в анте ча мадхйе ча
харих̣ сарватра гӣйате - все священные писания, в конечном счете, воспевают Личность Бога повсюду. И в доказательство этого мы цитировали, опять же, «Шветашватара-упанишад»: евам̇ са дево бхагава̄н варен̣йо
йони-свабха̄ва̄н адхитишт̣хатй еках̣.
Ну и, конечно же, знаменитый стих из «Бхагавад-гиты», где Сам Кришна говорит: маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа – нет истины превыше Меня.
Мы говорили также, что три фактора делают кого-то объектом поклонения, то есть возвышают над другими. Эти три фактора - это причинность, то есть что зависит от кого-то, качества, которыми обладает данная личность и пример тех, кто ему поклоняется. В этом смысле Господь Хари является причиной всех причин, он есть сарва-карана-каранам, Он также обитель всех удивительных качеств, и самые возвышенные полубоги, величайшие личности во Вселенной, поклоняются Ему. В связи с этим мы цитировали стих из «Бхагавад-гиты», где Сам Кришна говорит: экамшена стхито джагат – одной Своей частью Я пронизываю весь этот мир, войдя в него. Мы цитировали стих из «Брахма-самхиты», который утверждает, что сияние Брахмана, в конечном счете, есть сияние тела Господа Говинды - йасйа прабха̄ прабхавато джагад-ан̣д̣а-кот̣и-кот̣ишв аш̇еша-васудха̄ди-вибхӯти-бхиннам тад-брахма нишкалам анантам аш̇еша-бхӯтам говиндам а̄ди пурушам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми.
Мы не цитировали стих, но также веским доказательством этого положения является стих из «Бахгавад-гиты»: майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам хетунанена каунтейа – Я есть хету, Я есть причина всего, джагад випаривартате. А также стих, который является вводным стихом в «Ишопанишад», он сам из «Бхрихадараньяка-упанишад» - ом̇ пӯрн̣ам адах̣ пӯрн̣ам идам̇ пӯрн̣а̄т пӯрн̣ам удачйате.
Закончив эту тему, мы говорили о том, что сиддханта гаудия-вайшнавов утверждает, что Кришна, будучи Личностью, является также источником всех энергий. И главным стихом из Упанишад, который подтверждает это, является, опять же, очень известный стих из «Шветашватара-упанишад»:
на тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате
на тат-самаш́ ча̄бхйадхикаш́ ча др̣ш́йате
пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате
сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча
Этот стих утверждает, что всевозможные энергии есть у Господа, но, в конечном счете, все они - проявление одной-единственной энергии Господа, Его пара-шакти, которая имеет множество разных видов и форм. И три основные функции этой энергии перечислены в этом стихе: свабхаваки-бхава, гьяна и крийа, или энергия сандхини, самвит и хладини.
Мы также говорили о том, что у энергии Господа есть три основных проявления: есть Сам Господь, Личность; есть Его духовная энергия – вишну-шактих пара практа, она называется пара-шакти, или трансцендентная энергия; кшетра-джанкхйа татха пара, кшетра-джана, или джива, также имеют природу Высшей энергии. И есть третье проявление энергии Господа, подобное тени, которую создает Солнце – это материальная энергия, и она в этом стихе из «Вишну-пураны» называется авидья-карма, то есть энергия, которая заставляет живые существа действовать в невежестве.
Мы говорили также о том, чем Личность отличается от Своих энергий. Нама, рупа, лила – все это энергии Личности. А в чем же суть? В чем же природа Самой Личности? Сама Личность – это желание и независимость. Точно так же то же самое положение справедливо по отношению к нам. У нас тоже есть много внешних проявлений, продолжений нашей личности, талантов, через которые наша личность проявляет себя. Но суть, квинтэссенцияя личности - в нашей независимости, или в желаниях, которые есть у нас.
И, конечно же, стих, который определяет Господа как Личность и который описывает поразительные, удивительные качества Господа, это также стих из «Вишну-пураны», в котором говорится аиш́варйасйа самаграсйа, вӣрйасйа йаш́асах̣ ш́рийах̣ джн̃а̄на-ваира̄гйайош́ чаива - перечисление шести великих качеств Господа или богатств Господа, которые сосредоточены в Его Личности в максимальной степени.
И, наконец, четвертое положение гаудия-вайшнава-сиддханты, которое мы с вами продолжаем разбирать, это то, что Господь есть раса̄бдхим̇ - океан расы, или океан вкусов, отношений, которые доставляют нам блаженство. И ключевым стихом в этом является стих из «Тайттирия-упанишад»:
расо ваи сах̣
расам̇ хи ева а̄йам̇ лабдхва̄нандӣ бхавати
ко хйева̄нйа̄тках̣ пра̄н̣йа̄т
йадеша а̄ка̄ш́а а̄нандо на сйа̄т
еша хйева̄нандайа̄ти
Этот стих гласит, что Бог является расой, то есть вкусом, или блаженством. Бог является также блаженствующим и источником блаженства, то есть причиной блаженства всех живых существ. И если бы живые существа не ощущали блаженства, исходящего от Него, они просто не могли бы существовать.
Мы также приводили стих из «Чхандогья-упанишад»: ш́йа̄ма̄ч чавалам̇ прападйе ш́лавала̄ч ш́йа̄мам̇ прападйе - предаваясь энергии Господа, мы постигаем Самого Господа, предаваясь Самому Господу, мы постигаем Его энергию и в конечном счете постигаем взаимоотношения, которые связывают Господа и Его энергию.
Также очень важным и фундаментальным стихом является стих - нама чинтаманих кришнаш чайтанйа-раса-виграхах пурнах шуддхо нитйа-мукто 'бхиннатван нама-наминох – о том, что Имя Кришны является концентрированной расой, сосредоточенной расой, и благодаря соприкосновению с именем мы получаем доступ к этой расе, или к этому вкусу, к этому блаженству, которое сосредоточено в самом Господе и раздается Им щедро повсюду.
Мы также приводили очень важный стих из «Махабхараты» - кр̣ш̣ир бхӯ-ва̄чаках̣ ш́абдо н̣аш́ ча нирвр̣ти-ва̄чаках̣ тайор аикйам̇ парам̇ брахма кр̣ш̣н̣а итй абхидхӣйате - он приводит словарное значение слова «Кришна», объясняя этимологию слова «Кришна», а также его общеупотребительное значение – то, что Кришна значит Верховный Брахман, парам-брахман, и этимологически это слово означает «вечнопритягательное бытие», «бытие, которое пронизано блаженством».
Ну вот, короткий обзор всего того, о чем мы говорили до этого, этих четырех положений гаудия-вашнавской сиддханты, которые описывают метод получения знания и также описывают объект поклонения гаудия-вайшнавов – Личность Бога, исполненную всех энергий и исполненную расы, или блаженства, которое передается в отношениях. Харе Кришна!