а̄мна̄йах̣ - веды; пра̄ха - провозглашают; таттвам - Абсолютная Истина; харим - Шри Хари; иха - здесь; парамам - верховный; сарва ш́актим̇ - обладатель всех энергий; раса̄бдхим̇ - океан расы; тат-бхинна-а̄м̇ш́а̄н - Его отделенные части; ча - и; джӣва̄н - дживы; пракр̣ти - Его иллюзорная энергия; кавалита̄н - поглотила; тат - от материальной энергии; вимукта̄н - освобождены; ча - и; бха̄ва̄т - по природе; бхеда абхеда - единство и различие; прака̄ш́ам̇ - проявление; сакалам - все; апи - и; харех̣ - Господа Хари; са̄дханам̇ - высшая цель; тат прӣтим - любовь к Нему; ева ити - именно так; упадиш́ати - наставляет; джана̄н - людей; гаурачандрах̣ - Шри Гоурачандра; свайам̇ - сам; сах̣ - Он.
Харе Кришна!
Сегодня мы изучим мула-шлоку «Даша-мула-таттвы» Шрилы Бхактивинода Тхакура - шлоку, в которой Бхактивинод Тхакур изложил кратко всю сиддханту гаудия-вайшнавов. Изучение этой шлоки займет у нас как минимум один месяц, если не больше. Поэтому на время мы отложим медитацию на «Шри Манах-шикшу» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. И причина для этого очевидна - последующие стихи и даже комментарий на 7-ю шлоку, который должен объяснить, что такое нирмала, или садху-према, имеют дело с очень возвышенными предметами, и для того, чтобы их понимать, нужно иметь твердый фундамент сиддханты.
Мы обязательно вернемся к «Шри Манах-шикше» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, а сегодня я прочитаю все 7 стихов, чтобы те из вас, кто серьезно относится к этой программе, могли слушать их снова, и снова, и снова. Однако, начиная с сегодняшнего дня, мы будем последовательно проходить «Даша-мула-таттву», и для этого - карика, или стих, который в кратком виде излагает всю сиддханту. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупад требовал, чтобы члены гаудия-матха знали этот стих наизусть:
а̄мна̄йах̣ пра̄ха таттвам̇ харим иха парамам̇ сарва-ш́актим̇ раса̄бдхим̇
тад-бхинна̄м̇ш́а̄м̇ш́ ча джӣва̄н пракр̣ти-кавалита̄н тад-вимукта̄м̇ш́ ча бха̄ва̄д
бхеда̄бхеда-прака̄ш́ам̇ сакалам апи харех̣ са̄дханам̇ ш́уддха-бхактим̇
са̄дхйам̇ тат-прӣтим эветй упадиш́ати джана̄н гаурачандрах̣ свайам̇ сах̣
Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что Сам гаурачандрах̣, гаурачандрах̣ свайам̇ сах̣ упадиш́ати - учил, джана̄н - людей. Чему Он учил? Десяти важнейшим истинам: а̄мна̄йах̣ пра̄ха - парампара, священные писания, предающиеся по непрерывной цепи ученической преемственности, учат нас, таттвам̇ харим иха парамам̇, - что высшей истиной является Сам Господь Хари, Кришна, Он есть парамам̇ таттвам̇ сарва-ш́актим̇ раса̄бдхим̇. И Он является средоточием всех энергий и средоточием всех рас, океаном рас и источником всех энергий - сарва-ш́актим̇ раса̄бдхим̇. Тад-бхинна̄м̇ш́а̄м̇ш́ ча джӣва̄н пракр̣ти-кавалита̄н тад-вимукта̄м̇ш́ ча бха̄ва̄д - дживы являются Его отделенными частями - тад-бхинна̄м̇ш́а̄м̇ш́ ча джӣва̄н - и эти дживы бывают двух видов: пракр̣ти-кавалита̄н - проглоченные пракрити, то есть поглощенные, или сосредоточившие свое сознание на материальной энергии, и тад-вимукта̄м̇ш́ ча - освобожденные души, чье сознание сосредоточено на своем источнике, на Господе, на духовных отношениях с Ним. Бхеда̄бхеда-прака̄ш́ам̇ сакалам – и, в конечном счете, все то, что мы видим вокруг - природа и живые существа одновременно отличны и едины с Верховным Господом Кришной. Апи харех̣ са̄дханам̇ ш́уддха-бхактим̇ - садхана для того, чтобы реализовать все эти истины, ш́уддха-бхактим̇ - не просто бхакти, а чистое преданное служение. Са̄дхйам̇ тат-прӣтим, а са̄дхйам̇ - цель всех этих усилий – любовь, прӣтим, по отношению к Господу Кришне - эветй упадиш́ати джана̄н гаурачандрах̣ свайам̇ сах̣.
В течение месяца или двух мы будем подробно разбирать каждое из положений этого стиха и изучать шлоки, подтверждающие все эти важнейшие истины.
И когда у нас возникнет очень прочный фундамент сиддханты и самбандха-гьяны, мы продолжим комментарий к 7-му стиху «Шри Манах-шикши» Рагхунатхи даса Госвами.
а̄мна̄йах̣ пра̄ха таттвам̇ харим иха парамам̇ сарва-ш́актим̇ раса̄бдхим̇
тад-бхинна̄м̇ш́а̄м̇ш́ ча джӣва̄н пракр̣ти-кавалита̄н тад-вимукта̄м̇ш́ ча бха̄ва̄д
бхеда̄бхеда-прака̄ш́ам̇ сакалам апи харех̣ са̄дханам̇ ш́уддха-бхактим̇
са̄дхйам̇ тат-прӣтим эветй упадиш́ати джана̄н гаурачандрах̣ свайам̇ сах̣