дамбхах̣ — гордость; дарпах̣ — высокомерие; абхима̄нах̣ — тщеславие; ча — и; кродхах̣ — гневливость; па̄рушйам — грубость; эва — безусловно; ча — и; аджн̃а̄нам — невежество; ча — и; абхиджа̄тасйа — рожденного; па̄ртха — о сын Притхи; сампадам — для судьбы; а̄сурӣм — демонической.
Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, обладающих демонической природой, о сын Притхи.
Харе Кришна! Сегодня у нас будет простая шлока из «Бхагавад-гиты». Это 4-й стих из 16-й главы «Бхагавад-гиты».
дамбхо дарпо 'бхиманаш ча
кродхах парушйам эва ча
аджнанам чабхиджатасйа
партха сампадам асурим
Я выбрал этот стих, потому что он вспомнился мне, когда я медитировал на вчерашний стих.
гурау гоштхе гоштха̄лайишу суджане бхӯсура-гане
сва-мантре ш́рӣ-на̄мни враджа-нава-йува-двандва-ш́аране
сада̄ дамбхам̇ хитва̄...
Я говорил, что главное слово в этом первом стихе «Манах-шикши» - "дамбха", которое мы все время должны стараться выбросить, потому что это очень глубоко сидящее в нас качество - лицемерие, попытка так или иначе все использовать для самих себя, при этом показывая себя кем-то, кем мы на самом деле не являемся. И Кришна в этом стихе начинает его с того же самого слова:
дамбхо дарпо 'бхиманаш ча
кродхах парушйам эва ча
аджнанам чабхиджатасйа
партха сампадам асурим
абхиджатасйа - у человека, рожденного, это слово в санскрите стоит в родительном падеже, есть какие-то богатства, с которыми мы рождаемся, сампадам значит богатство. Шрила Прабхупада очень интересно переводит слово сампадам - для судьбы, асурим - демонической. Чтобы человек прожил свою жизнь как настоящий демон, ему нужно обладать определенными ресурсами или качествами, программами внутри. И эти программы начинаются с дамбхи - лицемерия, с того, что я постоянно пытаюсь показаться вместо того, чтобы быть. Я не знаю, кто я сам, и я все время проецирую что-то вовне. Это лицемерие, или обман, которое основано на гордыне - дарпха. И абхиман значит тщеславие, желание, чтобы мне поклонялись, честолюбие, желание почестей.
Эти три качества естественным образом порождают два других: кродха и парушйам. Кродха значит гнев, парушйам значит грубость, жестокость, жесткость в обращении с другими людьми. Потому что когда человек живет в обмане и строит свою жизнь на обмане, все время хочет, чтобы другие люди поклонялись ему и постоянно гордится собой, то он естественным образом будет очень грубым и очень гневливым. За этим стоит физиологический механизм. Человек будет находиться в постоянном стрессе, если его жизнь строится на обмане. И стресс будет заставлять его гневаться по поводу и без повода, грубить другим людям, пытаться заставить людей получить то, чего ему не хватает. И все это аджнанам - основано на невежестве. Таким образом, человек живет демоническую жизнь. И, к счастью, мы можем перепрограммировать свой ум с помощью разума, то есть избавиться от всех этих богатств, которые мы принесли. Поэтому Рагхунатх дас Госвами говорит:
сада̄ дамбхам̇ хитва̄ куру ратим апӯрва̄м атитара̄м
айе сва̄нтрар бхра̄таш́ чатубхир абхийа̄чхе дхрта-падах
Я очень прошу тебя все время, постоянно отбрасывать эту склонность к лицемерию и стараться развить в себе очень сильную привязанность к духовным учителям, которые учили нас, к Вриндавану, к обитателям Вриндавана, к вайшнавам, к Святому имени, к мантрам, которые мы получили и к прибежищу у Божественной Четы, и тогда твоя жизнь сложится по-другому. Харе Кришна!