Харе Кришна. Я рад , что вы пришли сегодня сюда в день Дивали. Обычно в этот день очень много шума люди устраивают. Это ближе к ночи, вы устроили уже утром. Я несколько слов скажу о смысле паломничества, чтобы ваша парикрама вокруг Говардхана, в конце концов, стала успешной.
Зачем мы приезжаем в святую дхаму? Мы приезжаем в святую дхаму, чтобы научиться любви. И любовь значит привязанность. Мы учимся любви, или привязанности к Кришне здесь, у обитателей святой дхамы. И в их число входят все: одушевленные и неодушевленные живые существа. Впрочем, в святой дхаме нет никого неодушевленного, здесь все одушевленные. Поэтому будьте очень осторожными. Движущиеся и неподвижные живые существа все здесь, так или иначе, привязаны к Кришне. Даже обычные люди кажутся обычными людьми, но они на самом деле, привязаны к Кришне.
Вчера мы ходили в один маленький храм, который расположен в частном доме, здесь, в деревне Аньор. И там стоят Божества, которым пять тысяч лет, не больше не меньше, которые установил Махараджа Ваджранабха — Дауджи Кришна. Дауджи высокий, метра два, Кришна маленький. Я все думал, как Дауджи смог за две недели вырасти настолько больше, чем Кришна. Дауджи очень красивый, с большими глазами.
И женщина, простая женщина, которая живет там, молодая достаточно, со слезами на глазах стала объяснять, кто такой Дауджи и почему Его называют Санкаршана. Здесь, вы пойдете дальше, увидите Санкаршана-кунду. Она объяснила, почему Санкаршану называют Санкаршаной. Мы с вами привыкли думать, что Санкаршану называют Санкаршаной, потому что Он притягивает всех, но она дала свое уникальное объяснение слова санкаршана.
Она сказала, что санкаршана значит: санкат на хинди значит проблемы, препятствия, беспокойства. Тот, кто убирает все проблемы и беспокойства, она говорит – Кришна, Он, конечно, поднял холм Говардхан, это понятно, чтобы защитить обитателей Вриндавана от потоков воды, которые лились с неба. Но ведь легче-то от этого не стало, потому что эта вода потом заливалась под этот холм. И Кришна уже не мог ничего сделать, у Него руки заняты, Он держит холм Говардхан, Он не может как-то еще это сделать.
Поэтому Санкаршана, он же изначальный змей, Ананта, он сделал вокруг всего холма бордюрчик такой своим телом, проявил свою змеиную природу и защитил обитателей Вриндавана, которые от воды, которая затекала туда, страдали. И поэтому он санкат харати, Тот, Кто устраняет все проблемы.
Я о том, что мы здесь для того, чтобы учиться привязанности к Кришне. Мы привязаны к этому миру множеством нитей. Некоторые из них тонкие, незаметные, некоторые из них толстые, как канат. Мы любим этот мир, мы любим все в этом мире, мы любим наслаждаться в этом мире, мы любим свою роль в этом мире, какой бы дурацкой она ни была. Это поразительная вещь! Мы играем дурацкие роли, но мы очень привязаны к этим ролям, потому что это главная роль. Я — главный герой, я подыскиваю свою главную героиню. С первого раза обычно не получается (смех).
В духовном мире место главного героя прочно занято, надежно. Если мы увидим, как благодаря любви к этому главному герою живые существа, живущие здесь, привязаны, и почувствуем счастье их любви, то тогда какие-то нити, которые связывают нас с этим миром, могут порваться. На самом деле живое существо привязано к своей природе, мы должны быть привязаны, мы не можем быть не привязаны. Люди, отрекающиеся от этого мира, изображают из себя непривязанных людей. Непривязанных людей нет. Природа души, природа крошечного сознания в том, чтобы быть привязанным к кому-то, просто нужно понять, к кому надо быть привязанным. Говардхан учит нас этой привязанности.
Вчера мы говорили с вами о гопи, чья привязанность,или любовь к Кришне самая сильная. Но даже они прославляют Говардхан за его привязанность к Кришне.
ханта̄йам адрир абала̄ хари-да̄са-варйо
йад ра̄ма-кр̣шн̣а-чаран̣а-спараш́а-прамодах̣
ма̄нам̇ таноти саха-го-ган̣айос тайор йат
па̄нӣйа-сӯйаваса-кандара-кандамӯлаих̣
(Бхаг., 10.21.18)
Наши ачарьи объясняют, что Сама Шримати Радхарани произносит этот стих. Гопи, охваченные этим первым чувством чистой любви к Кришне, видят эту любовь всюду. И эта их любовь, которую они видят всюду, отразилась в вену-гите. 21-я глава 10-й Песни «Шримад-Бхагаватм» описывает, как они видят мир и видят, как все служат Кришне. Павлины служат Кришне. Говорят, что однажды павлины окружили Кришну и сказали: «Мы хотим послушать твою музыку, музыку твоей флейты» .
говинда-венум ану матта-майура-нртйам
Кришна, как любой артист, любит, когда у Него появляются зрители. Кришна стал играть на Своей флейте.
говинда-венум ану матта-майура-нртйам
Павлины стали танцевать в такт этой флейте. Кришна закрыл глаза и играл на флейте все быстрее, быстрее, быстрее. Павлины танцевали все быстрее, быстрее, быстрее. В конце концов, когда Кришна кончил Свою песню на флейте, павлины в восторге стали выдергивать перья из своих хвостов и кидать их к ногам Кришны. Как, когда какой-то великий исполнитель заканчивает свой концерт, люди бросают к его ногам цветы. Точно так же павлины стали бросать свои перья. Кришна из благодарности к ним поднял это перо и поместил Себе на голову. Кришна ценит любовь, Кришна принимает любовь. Если кто-то выражает свою любовь, то Кришна принимает её. Гопи говорят, что Говардхан очень привязан к Кришне.
хантайам адрир абала хари-даса-варйо
Он лучший из слуг Кришны. Это их видение мира. Они видят, что все служат Кришне. Все любят Кришну. И нам, я вчера об этом немного говорил, тоже нужно научиться видеть любовь в сердцах других. Тогда она появится у нас. Иначе никаких шансов нет. Если мы не научимся видеть любовь в сердце другого человека и уважать эту любовь, преклоняться перед этой любовью, откуда у нас эта любовь появится? Любовь в наше сердце может зайти только извне, из сердца другого человека. Для этого нужно научиться видеть её.
хантайам адрир абала хари-даса-варйо
Лучший из слуг Хари — хари-даса-варйо.
Йад рама-кршна-чарана-спараша-прамодах.
Почему? Потому что, когда Рама и Кришна, Баларама и Кришна бегают по Нему, он радуется бесконечно от касания их стоп. Он радуется, когда служит. Мы тоже служим, но не всегда радуемся, когда служим, через силу служим.
Рама-кршна-чарана-спараша-прамодах
Прамодах значит, что он в восторге. Когда хороший слуга служит, он понимает, что нет ничего более счастливого, чем эта возможность служить.
манам таноти саха-го-ганайос тайор йат
Говардхан манам таноти — он уважает всех тех, кто окружает Кришну. Он служит не только Кришне. Иногда мы готовы служить кому-то — духовному учителю, при этом никого другого вокруг него мы не видим, никому другому мы не хотим выказывать почтение — «Пустите меня к Гуру». Хари-даса-варйо — лучший из слуг Хари, он ценит служение всех остальных.
манам таноти саха-го-ганайос тайор йат
Он ценит служение каждой коровы, которую пасет Кришна, служение каждого из Его спутников.
Панийа-суйаваса-кандара-кандамулаих
И все, что нужно Кришне, он дает. Предоставляет Ему тенистые пещеры, сочную траву, чистую воду, несолёную между прочим (в основном она солёная тут), цветы, тень.
Мне хотелось об этом сказать и привести один пример. Преданные любят истории. Я приготовил для вас историю, которую, наверное, вы никогда не слышали.
Недалеко отсюда Говинда-кунда. Очень скоро, минут через двадцать после того, как кончится лекция, или тридцать, вы окажетесь там, на Говинда-кунде. И, если вы задерёте голову немножко наверх, вы увидите изначальный храм Шринатджи. Образ Шринатджи, Его пратибху-мурти стоит здесь и во многих других местах. Если вы пойдете немного дальше и дойдете до Пунчари, до хвоста Говардхана, то там обязательно зайдите в храм Шринатджи. Это замечательный храм, где Шринатджи служат с огромной любовью. Сам изначальный образ Шринатджи, установленный Махараджем Ваджранабхой, находится в Натхдваре. Это главное Божество Валлабха-сампрадаи или Рудра-сампрадаи, сампрадаи Вишнусвами.
Но в начале, когда Мадхавендра Пури нашел это Божество, недалеко отсюда, в Аньоре... Если кто-то вам покажет, вы сможете прийти в то место, где Мадхавендра Пури нашел Шринатджи. Там есть музыкальная шила до сих пор. Если ударить по ней, она начинает петь очень громко. Так вот, изначальный храм Шринатджи находился там, наверху, на холме Говардхан. Здание это до сих пор стоит там. Если вы задерёте голову, посмотрите немножечко назад от Говинда-кунды, то увидите это большое величественное здание, где Шринатджи поклонялись 500 лет назад.
Мне хотелось рассказать одну историю, связанную и с этим зданием, и со Шринатджи, и с великим преданным Господа, которого звали Расакхан. Он, как следует из его имени, был мусульманином. Не просто мусульманином, он родился в очень знатной семье, сам титул хан значит, что он был принцем, происходил из царского рода, и он был очень могучим воином, жестоким воином, люди боялись его страшно, потому что чуть что — он вытаскивал свой меч из ножен и вполне мог отрубить голову кому угодно. С его знатным происхождением ничего это не стоило, ему все сходило с рук.
Возвращаясь к теме нашего рассказа о привязанностях, этот Расакхан в своем пурва-ашраме, до того как он стал великим преданным Шринатджи, был великим преданным одного мальчика, этот мальчик был не Кришна. Это был просто обычный мальчик, в которого он влюбился незаконной любовью. Он влюбился в этого мальчика. Мальчик происходил из индусской семьи, он не мог расстаться с этим мальчиком, он постоянно думал об этом мальчике, он ни о чем другом не думал. И, когда люди упрекали его, он вытаскивал свой меч и говорил: «Ну-ка, ну-ка, ну-ка, что вы про меня говорите?» И люди разбегались. У него не было никакого стыда, он был привязан к этому мальчику и не стеснялся этого. И хотя родственники его упрекали, родственники говорили: «Как так? Ты позор на нашу голову!» Ему было абсолютно все равно. Он любил этого мальчика и ничего с собой сделать не мог.
Что случилось дальше? Однажды двое паломников-бхактов увидели этого Расакхана. И репутация у него была не очень, и все говорили о нем, и все знали его. И они стали друг с другом говорить. Один из них сказал: «Если бы он был так же привязан к Кришне, как он привязан к этому мальчику, какой бы бхакта из него получился!» Тот услышал, что они называют его имя, глаза его сразу же налились гневом. Он подскочил к ним, вытащил свой меч: «Что вы обо мне говорили? Ну-ка, признавайтесь, что вы говорили обо мне?»
Те задрожали: «Нет-нет, мы тут о Кришне говорили, кришна-катха у нас тут». Он не поверил. Самадхи этого Расакхана, если вы отправитесь в Гокулу во время своего паломничества, оно там есть, он один из самых уважаемых святых во Врадже. До сих пор люди приходят и поклоняются его самадхи. Там одновременно какие-то знаки прежнего его мусульманства и его новая жизнь, связанная с Кришной.
В конце концов, бхакты вынуждены были признаться, о чем они говорили. Бхакта, стесняясь, сказал: «Я сказал, что если бы ты был так же привязан к Шринатджи, как ты привязан к этому мальчику, то тогда чудеса бы произошли с тобой». Расакхан расхохотался в ответ: «Кто такой этот ваш Шринатджи? Как я могу к нему привязаться? Ну-ка, покажите мне этого Шринатджи».
Это, кстати, происходило довольно далеко отсюда, не здесь где-то, а ближе к Дели. И этот человек тогда из своего чадара, из мешочка вытащил небольшое изображение Шринатджи. Шринатджи был изображен в легких одеждах. Так или иначе, там было изображение Шринатджи в особых одеждах. Расакхан посмотрел на Него, и на глазах у него вдруг выступили слезы. На самом деле, любовь может случиться сразу с человеком по милости Кришны и по милости преданных. В данном случае эти преданные молились, по сути дела, за этого Расакхана: «Пусть у него будет такая же привязанность к Богу. Он напрасно тратит свою жизнь. Он полностью рушит свою жизнь».
Тот смотрел и не мог оторваться: «Кто это, кто это? Скажите мне. Кто это, кто это, кто это?» Потому что он практически видел, как Шринатджи заглядывает в его сердце. Сердце его полностью растаяло. Они сказали, что это Шринатджи, Он находится там, во Врадже. Не долго думая, этот Расакхан, будучи решительным воином, отправился во Врадж, пришел в Матхуру и стал говорить: «Где тут Шринатджи? Покажите мне Шринатджи». Шринатджи не было. Он пришел во Вриндаван, он заходил в какие-то храмы, Шринатджи нигде не было. Он пришел на Говардхан, сюда, и он увидел этот большой храм. И в это момент из храма раздался звук раковины. Он понял, что там находится кто-то, и сердце ему подсказало, сердце его стало биться: «Шринатджи там, Шринатджи там».
Он опрометью помчался туда. В то время было очень много бхакт, последователей Валлабха-сампрадаи, они заходят на Говардхан. Люди шли, и он, расталкивая их локтями, помчался туда, и когда он дошел до дверей, то там стоял привратник, он увидел перед собой мусульманина, и он пинками выгнал его оттуда. В этот момент он полностью убедился в том, что Шринатджи должен быть там, потому что любовь не бывает без препятствий, потому что обязательно нужно преодолеть какие-то препятствия.
Он спустился с холма и сел около Говинда-кунды, примерно на том же месте, где Мадхавендра Пури сидел, когда Гопал Шринатджи, маленький мальчик пришел к нему и сказал: «Ты что постишься? В моей деревне никто не постится. В моей деревне все едят как следует: макхан, йогурт, молоко».
Он сидел и думал о Шринатджи. Вся та привязанность, которая была в его сердце, на 180 градусов развернулась и повернулась туда. Опять же, благодаря тому, что он увидел любовь в других. Он сел и стал поститься. Вернее, он не стал поститься, он просто забыл обо всем: он забыл о течении времени, он забыл о том, что нужно пить, забыл о том, что нужно есть. Он просто сидел около этой Говинда-кунды и смотрел на храм Шринатджи и думал: «Когда я попаду туда? Когда я увижу Шринатджи?» А Шринатджи стоял там и думал: «Когда Я увижу этого Расакхана? Почему его не пускают ко Мне?»
Шел один день, второй день, третий день. В конце концов, Шринатджи забеспокоился, подумал: «Так он помрет. Он ничего не ест и ничего не пьет». И тогда Шринатджи решил выйти к нему. Он вышел из храма, предварительно одевшись в те самые одежды, в которых Он был, чтобы Его точно узнали, в которых Он был изображен на маленькой иконке, подаренной Расакхану этими бхактами. Он со Своими друзьями побежал по холму Говардхан, встал так, чтобы Его было хорошо видно, и заиграл на флейте. Он стал играть на флейте, и Расакхан услышал этот звук флейты, он посмотрел туда и увидел Шринатджи, и помчался опрометью за ним: «Это Он, это Он, это Он!»
Шринатджи стал убегать от него, тот мчится за Ним, Шринатджи убегает, но никаких шансов у Шринатджи не было. Об этом говорится в первом стихе «Дамодараштаки», что йашода-бхийолукхалад дхаваманам — Он убегает из-за страха перед Яшодой. Парамриштам атйантато, она атйантато — она быстрее, чем Он. Расакхан бежит быстро, Тот пытается убежать, Расакхан еще быстрее, Тот пытается убежать. В конце концов, он схватил Его за ногу, и в этот момент Шринатджи исчез. Это водится у Них (смех).
Шринатджи понял, что надо что-то делать, что так дальше дело не пойдет, и поэтому Он прямиком с Говардхана отправился в Гокулу, на другую сторону Ямуны. Виталнатх, тогдашний глава сампрадаи Валлабхачарьи, родной сын Валлабхачарьи жил там, это была его главная резиденция в Гокуле. В это время Виталнатх спал. Дело было послеобеденное, после обеда вайшнавы спят (смех), расика-вайшнавы. Садхаки не должны спать. Сиддхам можно. Он спал сладко. Шринатджи стал его тормошить и говорит: «Просыпайся!» Тот проснулся, смотрит, Шринатджи стоит.
Шринатджи, на самом деле, не раз приходил к нему домой. Однажды, эта история записана в анналах нашей сампрадаи, Шринатджи спустился с холма, Его спустили, потому что боялись нападения мусульман (на самом деле это был предлог), и Он в течение двух недель находился в доме у Виталнатха. В тот момент в доме Виталнатха жил Рагхунатх Дас Госвами, жил Гопал Бхатта Госвами. И они наблюдали, как Виталнатх с любовью поклоняется Шринатджи. Шринатджи был Своим в доме Виталнатха.
Шринатджи растормошил его и говорит: «Вставай, вставай, там один мусульманин ко Мне хочет, а его не пускают, он того и гляди помрет. Кто будет виноват? Я буду виноват. Делай что-нибудь». Он говорит: «А что случилось-то?» — «Да этот мусульманин за Мной побежал, и Меня почти что схватил, чуть Меня не поймал». — «А в чем проблема-то? Ну, схватил бы, Ты же этого хочешь?» Он говорит: «Нет, нет, нет. Я пообещал, что Я не буду принимать пищу и не буду даваться в руки, и не буду позволять касаться до Себя никому, кому бы ты не дал мантру».
В Валлабха-сампрадае главная мантра, которую дают при посвящении, мантра, которую сам Валлабхачарья получил из эфира однажды — шри кришна шаранам мамма, мантра, которая связывает их. Она называется брама-самбандха мантра в этой сампрадае, мантра, связывающая их с Брахманом, с Богом. Шринатджи сказал: «Дай ему посвящение, тогда пожалйста, тогда пусть Меня ловит. Пока ты не дашь ему посвящение, никто не имеет права Меня касаться». Виталнатх, услышав это, вскочил на коня, конь был подарен Виталнатху самим Акбаром. С этим связана отдельная история. Это был особый скакун, который мог доскакать от Гокулы досюда за очень короткое время, он очень быстро скакал, просто мгновенно. Где-то за час он мог доскакать от Гокулы, с того берега сюда.
Историю рассказать, про то, как Акбар подарил коня? Хорошая история, мне она очень понравилась. Однажды Акбар, чья резиденция была часах в трех езды отсюда, в... (??? 32:46) вызвал Бирбала и сказал: «Бирбал, скажи мне, как Бога найти? (важная история для нас тоже), скажи мне, как Бога найти?» Бирбал стал чесать у себя в затылке и говорит: «Не знаю, как. Харе Кришна повторяй». Он говорит: «Нет, нет, нет. Ты должен так мне сказать, чтобы я понял».
Мы же слышали этот совет: «Харе Кришна повторяй». Акбар не такой простой человек был. Говорится, что в прошлой жизни он был великим брахмачари, одну ошибку допустил, и поэтому стал императором могольским в следующей жизни. Но, так или иначе, человек был в духовном смысле опытный, и он сказал: «Ты должен привести мне того, кто мне объяснит, как я Бога должен найти. Как можно найти Бога».
Бирбал стал искать, стал думать — туда-сюда, ничего не получается. Приводил к нему кого-то, ему там говорили Ахам Брахмасми, каких только рецептов ни давали. Акбар ни один рецепт не признал и сказал: «Бирбал, если не найдешь такого человека, подумай как следует, ты же знаешь, что у нас разговор короткий».
Бирбал пришел очень грустный и стал думать, что делать. Его дочка увидела, что отец в сложном находится состоянии. Дочка говорит: «Что ты пригорюнился так? В чем беда твоя? Почему ты не можешь радоваться жизни?» Бирбал сказал: «Акбар Бога хочет найти и хочет, чтобы ему так сказали, как найти Бога, чтобы он понял. Ему и так, и сяк объясняют, а он не понимает».
Тогда дочка улыбнулась и сказала: «А ты иди к Виталнатху. Виталнатх ему объяснит. Никто другой ему не объяснит. Но только знай, что Виталнатх к Акбару не пойдет, Акбару придется прийти к самому Виталнатху, потому что Виталнатх не из тех, кто ходит по царям».
Бирбал помчался в Гокулу, нашел Виталнатха, стал умолять его. Тот говорит: «Если он придет ко мне, я его приму и объясню ему, расскажу ему, как найти Бога. А если не придет, пусть пеняет на себя». Бербал набрался смелости, пришел на даршан к Акбару и говорит: «Я нашел тебе человека, я думаю, что этот человек объяснит тебе, как найти Бога. Но только загвоздка в том, что тебе нужно пойти на даршан к нему, а не ему нужно будет прийти на даршан к тебе. Тебе нужно отправиться туда, в Гокулу».
Акбар говорит: «Вообще не проблема». Вскочил на коня, помчался сразу же: «Если мне кто-то объяснит, как найти Бога, я к нему приду». Пришел к Виталнатху, спешился, увидел этого святого, охваченного любовью к Богу. Виталнатх тогда сидел и повторял мантру. Пришел к нему, поклонился и говорит: «Ты Виталнатх?» Тот сказал: «Да, я». — «Ты можешь объяснить мне, как найти Бога?» — «Конечно, могу объяснить, как найти Бога». «Объясняй». Виталнатх посмотрел на него и сказал: «Точно так же, как ты нашел меня. Я тебя позвал к себе, ты нашел меня. Если бы я не позвал, ты бы не нашел. Когда Бог тебя позовет, ты Его найдешь». Акбар был очень впечатлен. Акбар сказал: «Ну да, пожалуй, ты прав. Проси, чего хочешь». Тот говорит: «Да ничего мне особенно не надо». — «Ну, хорошо, тогда я подарю тебе коня, особого скакуна». Акбар подарил ему своего любимого скакуна, чтобы он мог всегда, когда нужно, в храм Шринатджи доскакать.
Короче говоря, возвращаясь к нашей истории Расакхана, Виталнатх на своем скакуне доскакал досюда и увидел этого Расакхана, принца, который сидит под холмом Говардхан и плачет: «Только что Шринатджи был у меня в руках, Он убежал, и меня туда не пускают». Он увидел Виталнатха издалека, приближающуюся фигуру. И, когда Виталнатх приблизился, Расакхан сразу все понял. Это еще один очень важный момент — когда человек действительно хочет обрести любовь к Богу, он сразу же может распознать другого человека, у которого эта любовь есть.
Расакхан подбежал к нему и говорит: «Слушай, Шринатджи твой друг, сделай что-нибудь, чтобы Он моим другом тоже стал». Виталнатх очень удивился. Говорит: «Откуда ты понял, что Шринатджи мой друг? Это факт — Он мой друг, но как ты это понял?» Он говорит: «Я посмотрел на тебя и увидел, что глаза твои, хотя ты едешь тут, глаза твои не на дорогу смотрят, а на Храм Шринатджи. Сделай так, чтобы Он стал моим другом».
Он говорит: «Да, вообще не проблема. Омывайся в озере, сейчас мантру тебе дам». Без рекомендации, без других сложностей, но, впрочем, у него была рекомендация Шринатджи, что, само по себе, неплохо. Расакхан получил мантру, потому что по-настоящему увидеть Кришну можно только, получив мантру. Не своими глазами, своими глазами Кришну увидеть невозможно. Он взял Расакхана за собой, он смиренно пошел, Расакхан за Виталнадхом, они поднялись на гору, на Говардхан, зашли в храм, и Виталнатх показал на Шринатджи: «Вот Бог, вот Он».
Расакхан сел, и у него полились слезы из глаз. И тут он запел свою первую песню. Он сочинил огромное количество стихов, которые до сих пор поют здесь, во Врадже. Сочинил свои первые стихи, он какое-то время посидел, а потом вспомнил, что надо есть, что еще что-то такое, он пошел было из храма. В этот момент Шринатджи сбежал с алтаря, схватил его и говорит: «Ты куда? Ты куда?»
С тех пор Он стал неразлучен с ним, и это, на самом деле, смысл этой истории. У нас есть привязанности, мы привязаны, нас тянет куда-то, нас все время тянет к кому-то или к чему-то и, если, так или иначе, по милости Кришны нам удастся эту привязанность перенаправить на Кришну, то тогда чудеса будут происходить с нами, и Сам Кришна, чувствуя нашу, привязанность станет привязанным к нам, Он не будет нас отпускать от Себя. Сейчас Он к нам не очень привязан, я так полагаю. Хотя, кто Его знает? Может быть… точно ко мне не очень привязан. Но, когда в нашем сердце будет привязанность к Кришне, то по закону взаимности, о котором Он говорит в «Бхагавад-гите» — йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам (Б.-г., 4.11), Он не сможет не привязаться к нам, Он будет нас звать, Он будет ждать, когда мы придем к Нему, Он не захочет нас отпускать, и, когда мы пойдем куда-нибудь, Он догонит нас и скажет: «Ты куда? Куда ты? Вот твое место, здесь».
Так что, вы в самом удивительном месте, в удивительный день — Дивали, день новолуния месяца карттика, когда чудеса случаются с людьми. И просите Говардхан о том, чтобы он дал вам такую же привязанность, которая есть у него. Гопи, когда они произносят этот стих — хантайам адрир абала хари-даса-варйо, они говорят, что этот холм исполняет все желания Кришны. Если мы будем его уважать, будем его прославлять, будем, так или иначе, как-то что-то делать, может, он наши желания тоже исполнит. Хорошая логика, да? Этот холм может исполнить любые желания. Если наше сердце будет в нужном месте, то тогда он исполнит наше желание и даст нам такую же привязанность, которая есть у него. И, сможет исполнить наше желание, поможет нам когда-нибудь встретиться с Кришной.
Вот, это напутствие перед вашей парикрамой, думайте об этом, дойдите до Говинда-кунды, зайдите в храм Дауджи, если знаете, как его найти, очень хороший храм. Правда, там человек десять поместится, не больше. Ну, нет — больше, я думаю, поместитесь вы все. А потом в храм Шринатджи, который там, на Пунчари, обязательно зайдите. Правда, Он сейчас, наверное, уже будет спать.
— В каком месте это Пунчари?
— Пунчари? Чуть-чуть отойти туда, от нас его видно, когда вы к хвосту подойдете.
Джай, джай Шри Радхе Шьям! Шри Гирираджа Махараджа — ки джай! Гаура-премананде! Шринатджи Гопал — ки джай! Говинда-кунда — ки джай! Шрила Прабхупада — ки джай!
Харе Кришна!