04 февраля 2018
Длительность: 0:35:46

«Шримад-Бхагаватам» 1.3.39 с комментарием Шрилы Прабхупады.

В первой главе Первой песни мудрецы Наймишараньи прославляют Суту Госвами и объясняют качества рассказчика и качества слушателя «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» может привести к трансформации нашего сознания. Чтобы правильно понять «Шримад-Бхагаватам», его нужно прожить. 6 вопросов, которые мудрецы во главе с Шаунакой Риши задали Суте Госвами. Описание признаков Кали-юги.

Вторая глава посвящена в основном ответу на первые 2 вопроса мудрецов: в чем высшее благо и в чем суть всех священных писаний, а также отчасти ответу на 3-й вопрос: для чего Бог Сам приходит в материальный мир?

В третьей главе Сута Госвами отвечает на остальные вопросы и объясняет, как происходит освобождение человека: как Кришна через свои лила-аватары и пуруша-аватары спасает нас от мучительного повторяющегося круговорота рождений и смертей.

Для того, чтобы постичь Личность Бога, нужно задавать вопросы о Нем. Бог отвечает нам на вопросы, которые мы задаем. В Кали-югу религия и знание нашли прибежище в «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» — литературное воплощение Бога. Чтобы по-настоящему принять и полюбить себя, нужно полюбить Бога и увидеть свою связь с Ним.

Текст лекции

Харе Кришна.

Мы прочитаем стих из третьей главы «Шримад-Бхагаватам». Я попытаюсь немного начать обзор «Бхагаватам», потому что «Бхагаватам» такое большое произведение, что мы запутываемся в нем. В других религиях не нужно слишком много знать. Наша главная проблема в том, что у нас слишком много всего, мы не знаем, на чем сосредоточить свое внимание: ну хорошо, есть «Бхагавад-гита», и «Бхагавад-гиту» преданные более или менее знают. А «Бхагаватам» мало кто знает.

Я прочту один из завершающих стихов третьей главы Первой песни «Шримад-Бхагаватам», «Кришна — источник всех воплощений», 39-й стих. Всего в этой главе 43 стиха, то есть это стих, близящийся к завершению:

атхеха дханйа̄ бхагаванта иттхам̇

йад ва̄судеве ’кхила-лока-на̄тхе

курванти сарва̄тмакам а̄тма-бха̄вам̇

на йатра бхӯйах̣ париварта уграх̣

(Бхаг., 1.3.39)

Перевод:

«В этом мире только тот может достичь успеха и обрести совершенное знание, кто задает такие вопросы, ибо они пробуждают трансцендентную экстатическую любовь к Личности Бога, Владыке всех вселенных, и надежно ограждают от ужасного повторения рождения и смерти».

В этом мире только тот может достичь успеха и совершенства, дханйа̄х̣ удачливый человек, богатый человек, кто задает такие вопросы — это Сута Госвами говорит мудрецам в лесу Наимишарани — ибо они пробуждают трансцендентную любовь к личности Бога.

Бхава, курванти сарва̄тмакам а̄тма-бха̄вам̇ этивопросы вызывают любовь к душе, и в конечном счете к Богу, а̄тма-бха̄вам̇. На йатра бхӯйах̣ париварта уграх̣ – владыке всех вселенных, и надежно ограждают от ужасного повторения рождения и смерти. На йатра бхӯйах̣ париварта, париварта – означает вращение, уграх̣ – страшное.

Комментарий небольшой Шрилы Прабхупады:

«В этом стихе Сута Госвами превозносит вопросы мудрецов, возглавляемых Шаунакой, так как эти вопросы духовны по своей природе. Как уже говорилось, только преданные Господа способны в значительной степени познать Его, остальным же это недоступно. Следовательно, преданные обладают совершенным духовным знанием. Личность Бога есть высшее проявление Абсолютной Истины. Знание о Личности Бога включает в себя знание о безличном Брахмане и локализованной Параматме (Сверхдуше). Таким образом, к тому, кто познал Личность Бога, само собой приходит полное знание о Нем, Его многочисленных энергиях и экспансиях. Поэтому о преданных говорят, что они достигли полного успеха. Тот, кто целиком посвятил себя Господу, защищен от страшных материальных страданий повторяющихся рождений и смертей».

(окончание комментария)

Вчера мы начали с вами эту тему о форме. И здесь Сута Госвами говорит о том, что человек должен задаваться вопросом о том, кто такой Бог. Это включает вопрос о том, как Он выглядит, какой Его облик. Бхагаван – значит личность Бога.

Я хотел сделать небольшой обзор начала «Шримад-Бхагаватам», чтобы было ясно, как построен весь «Шримад-Бхагаватам»… не весь «Шримад-Бхагаватам», хотя бы начало и, может быть, вся Первая песнь. «Бхагаватам» — поразительное произведение, очень целостное и очень законченное. И первая глава, по сути дела, поднимает все темы «Шримад-Бхагаватам. Все то, что потом будет разъясняться в различных историях «Шримад-Бхагаватам» – оно в первой главе уже есть.

И первая глава сначала, если отложить 3 стиха, которые составляют мангала-чарану, или некое вступление к «Шримад-Бхагаватам», мудрецы Наймишараньи объясняют, каково качество рассказчика Бхагаватам. Они, обращаясь к Суте Госвами, прославляют его, говорят, какой он знающий, как он смиренно служил, как он смиренно слушал своих учителей и как он в результате этого смиренного служения получил все знание. И это очень важная вещь, потому что нужно понимать, что не любое слушание «Бхагаватам» приносит тот же результат, который принес Махарадже Парикшиту слушание «Бхагаватам» из уст Шукадевы Госвами.

Он стал абсолютно бесстрашным перед смертью, и когда змей Такшака прилетел, чтобы его убить, он очень сильно обрадовался этому. Он сказал, что у него больше нет никакого страха, что его больше ничто в этом мире не держит.

И поэтому снова и снова эти темы повторяются в «Шримад-Бхагаватам», и «Бхагаватам» начинается с описания того, какими качествами должны обладать рассказчики, и какими качествами должны обладать слушатели «Шримад-Бхагаватам», чтоб успех произошел, чтобы чудо произошло. «Шримад-Бхагаватам» весь основан на том, что должно произойти это чудо трансформации, когда человек вдруг по-другому начинает относиться к этому миру.

Мы знаем, что с редкими людьми случаются какие-то истории, которые меняют их полностью. Прежде всего это относится к околосмертным явлениям, когда человек встречается с чем-то за пределами этого мира, и очень резко меняется после этого. Практически во всех ситуациях, когда человек возвращался после клинической смерти, от становился абсолютно другим, потому что он получал какой-то опыт. Ну это, скажем так, редкий исключительный случай, который Кришна сейчас посылает нам, чтобы мы как-то, неверующие, убедились в этом. Но по идее то же самое должно произойти в результате проживания «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» надо как бы прожить. И мы застаем «Шримад-Бхагаватам» на поляне в лесу Наймишараньи, где сидят сотни тысяч мудрецов, и от их имени Шаунака Риши начинает прославлять Суту Госвами и говорит, что «Мы хотим услышать “Бхагаватам” от тебя и только от тебя, ни от кого другого».

И потом они начинают задавать свои вопросы, и вперемешку с этими вопросами они поднимают другие темы, которые потом дальше «Шримад-Бхагаватам» разовьет. Что очень интересно, что как бы семена «Бхагаватам» в этой главе все уже посажены. То есть там есть шесть главных вопросов, на которые отвечает «Шримад-Бхагаватам», их очень легко запомнить. Они сначала спрашивают: «Расскажи нам, в чем высшее благо для человека?»

Эка̄нтатах̣ ш́рейас, или самое высшее благо, бесконечное благо, окончательное благо. Потому что каждый человек хочет блага. И когда мы поклоняемся кому-то, мы хотим блага. Потому что мы поклоняемся тому… как люди поклоняются поп-звездам или богатым людям. Почему? Потому что они хотят получить то, что у них есть: славу, знаменитость, легкость, веселость, еще что-то такое. И он говорит: «Можно тыкаться и пытаться достичь каких-то относительных благ. Скажи, в чем окончательное благо заключается, самое высшее благо? И потом дальше скажи, в чем суть всех священных писаний, потому что мы никогда их не изучим».

Вчера я рассказывал, что просто для того, чтоб стать католическим священником, надо 12 лет проучиться. При том, что, скажем так, там относительно немного надо знать, относительно, естественно. Надо выучить латынь, надо выучить итальянский язык, как минимум, скорее всего древнегреческий язык, надо изучить священные писания, надо изучить толкование этих писаний отцами церкви — 12 лет, чтобы стать священником.

И они говорят, что Веды вообще не понятно, сколько нужно лет, один санскрит нужно 12 лет учить. Мы были в гурукуле, и чтобы хорошо знать санскрит, нужно знать наизусть 4000 сутр, грамматики по ним, 4000 сутр надо выучить наизусть. Тогда, если выучишь, тогда будешь спокойно читать санскрит и понимать все это. 12 лет только на один санскрит, потом уже начинается настоящее обучение. Ну, может быть, за 4 года можно выучить до какой-то степени санскрит. Они говорят, что невозможно, ты знаешь, скажи нам, в чем суть священных писаний.

Сута Госвами на два этих первых вопроса одним стихом отвечает:

са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо

йато бхактир адхокшадже

ахаитукй апратихата̄

йайа̄тма̄ супрасӣдати

(Бхаг., 1.2.26)

Перевод:

«Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

Когда мы любим невидимого Бога, адхокшадже – недоступного нашему зрению, то это йайа̄тма̄ супрасӣдати – душа наша становится счастливой. И опыт тысячи, десятков тысяч, сотен тысяч святых такой: появляется у них любовь, они становятся счастливыми в любых обстоятельствах.

И потом дальше три следующих вопроса, они очень простые: «Скажи, зачем Кришна сюда пришел? Скажи, зачем Бог приходит в разных воплощениях сюда на землю как лила-аватара? И скажи, зачем этот мир создан Богом как пуруша-аватарой?» То есть они спрашивают о трех видах воплощений: о Самом Кришне, самой высшей форме Его, зачем Он приходит сюда, нужно ли Самому Богу приходить сюда. Это очень важный вопрос. Бог настолько велик, зачем Ему приходить и пачкаться здесь? Зачем Он посылает какие-то аватары, воплощения, пророков? «Расскажи нам о них, что они делают».

По сути дела, тут начинается… эти вопросы логически связаны, потому что они говорят: «Скажи нам, что такое высшее благо? Скажи нам, как понять это высшее благо, изучая писания? И скажи нам, как Бог это высшее благо дает? Приходит Сам, приходит в виде различных воплощений, создает этот мир?» И в конце концов 6-й вопрос – это «Где в Кали-югу после того, как Кришна ушел, нашли прибежище знания и религия?»

И тут до этого поднимается очень важная тема – это одна из ключевых тем Первой песни «Шримад-Бхагаватам». «Шримад-Бхагаватам» начинается с этого и кончается этим — это Кали-юга. Двенадцатая песнь описывает Кали-югу, признаки Кали-юги, и Первая песнь, она полна Кали-юги. Махараджа Парикшит… Шестнадцатая, семнадцатая, восемнадцатая главы целиком посвящены этой, скажем так, битве с Кали-югой, которую предпринял Махараджа Парикшит и в которой он, в общем-то, не смог окончательно победить Кали, потому что Кали все равно остался, и мы знаем, что Кали пришел. Но он победил его, потому что он услышал «Шримад-Бхагаватам».

И эта тема Кали-юги очень важная, потому что «Шримад-Бхагаватам» – это главное писание, которое спасает людей в Кали-югу. И они говорят там, что как этим глупым неповоротливым людям в Кали-югу, как им, у которых очень короткая жизнь… раньше люди как минимум 120 лет жили. Можно было как-то разогнаться, они спокойные были, ум более умиротворенный был. В Кали-югу люди очень мало живут, сейчас если человек дожил до 70 лет – это считается уже большим достижением. А это, дай Бог, половина жизни.

И последний вопрос: где религия нашла свое место? И поэтому там вкраплено это. Это очень важная вещь, Кали-юга — тема, одна из подтем «Шримад-Бхагаватам», и, помимо этого, там, опять же, красной нитью проходит шраванам и киртанам, и святое имя. Это все в первой главе описывается, то есть, как бы, все эти семена сажаются там.

И потом Сута Госвами начинает отвечать на все эти вопросы. И вторая глава в основном посвящена ответу на первые два вопроса: «В чем высшее благо?» и «В чем суть всех священных писаний, в чем высшая дхарма человека?» И дальше начинает отвечать на третий вопрос во второй главе — это «Зачем Сам Бог приходит сюда?». Бог Сам приходит сюда — это его ответ, это ответ на наше вчерашнее рассуждение — чтобы дать то, что сам человек никогда не может понять своими усилиями. То есть, своими усилиями максимум что можно вообразить — это какой-то свет. И люди, которые переживали клиническую смерть, они говорят: «Ну, свет был какой-то», в каких-то случаях они говорят: «Я с Иисусом Христом разговаривал», разный есть опыт у людей.

Он, собственно, говорит одну вещь очень важную, Сута Госвами говорит, что у людей есть склонность поклоняться чему-то временному. Потому что нам хочется быстрее результата. И мы понимаем, что от каких-то таких полумер результат быстрее можно получить. Можно поклоняться Путину, а можно поклоняться чиновнику, который за окошком стоит, от которого непосредственно зависит какое-то дело, которое мы создаем. И если так взвесить, то второй случай более эффективный, может быть, менее универсальный, но более эффективный.

Сута Госвами говорит, что люди имеют тенденцию поклоняться образам, которые несут на себе энергию низших гун природы, страсти и невежества. А поклоняться нужно Васудеве:

ва̄судева-пара̄ веда̄

ва̄судева-пара̄ макха̄х̣

ва̄судева-пара̄ йога̄

ва̄судева-пара̄х̣ крийа̄х̣

ва̄судева-парам̇ джн̃а̄нам̇

ва̄судева-парам̇ тапах̣

ва̄судева-паро дхармо

ва̄судева-пара̄ гатих̣

(Бхаг., 1.2.28-29)

Перевод:

«Как утверждается в богооткровенных писаниях, высший объект познания — Шри Кришна, Личность Бога. Цель жертвоприношений — удовлетворить Его. Цель йоги — познать Его. В конечном счете только Он награждает все живые существа плодами их кармической деятельности. Он — высшее знание, и все суровые аскезы совершаются для того, чтобы постичь Его. Религия [дхарма] означает любовное служение Ему. Он — высшая цель жизни».

— там есть этот стих во второй главе, что поклоняться нужно Васудеве, Богу, который пронизывает все, который везде живет. Он не говорит — Кришна, но косвенно он говорит Кришна, потому что Ва̄судева – значит сын Васудевы, Кришна.

Он как бы тем самым отвечает на третий вопрос мудрецов: «Зачем Кришна приходит?». Кришна приходит для того, чтобы показать, каково высшее проявление Бога, к кому мы в конце концов должны обращаться. Кришна приходит говорит: «Вот Я такой, хотите верьте, хотите нет, хотите принимайте, хотите нет, вот Я такой. Я Бог, это ваши проблемы, если вы думаете, что Бог должен вести себя скромнее и не провозглашать Себя Богом». Кришна рассказывает «Бхагавад-гиту, и Кришна говорит: «Вот Я такой». То есть Он показывает, Кришна абсолютно трансцендентен, Он нарушает все законы как бы, понятно, что Он над всеми законами находится, и так далее.

И Сута Госвами начинает свое изложение этого, или ответ на эти вопросы, объяснив, в чем заключается высшее благо, любовь, он начинает говорить, а любовь к кому, кого мы должны в конце концов полюбить. И дальше он начинает объяснять пуруша-аватары Бога и в конце немножко говорит о лила-аватарах, и потом начинается третья глава, и в третьей главе уже объясняются опять пуруша-аватары, лила-аватары и Кришна снова, уже в обратной последовательности.

То есть есть некая зеркальность второй и третьей глав. Во второй главе Сута Госвами начинает с Кришны, Ва̄судевы, объясняет, кто такой Ва̄судева – высший объект поклонения, потом говорит о пуруша-аватарах и потом говорит в последнем стихе о лила-аватарах. И тут он начинает опять говорить пуруша-аватары, лила-аватары и потом Кришна, то есть немножечко противоположный характер.

И очень важен этот конец… Да, и какие аватары он выбирает, и что он выбирает в этой третьей главе — он выбирает… опять же, не выбирает, а объясняет, каким образом Кришна благодаря пуруша-аватарам и лила-аватарам спасает людей. То есть каким образом происходит процесс освобождения человека, освобождение его от привязанностей, освобождение его от этого мучительного повторения рождений и смертей.

И дальше в конце третьей главы после того, как он говорит:

эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣

кр̣шн̣ас ту бхагава̄н свайам

индра̄ри-вйа̄кулам̇ локам̇

мр̣д̣айанти йуге йуге

(Бхаг., 1.3.28)

Перевод:

«Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная Личность Бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих».

— все остальные это а̄м̇ш́и и кала̄х̣, части частей Кришны, а Кришна Сам Бхагаван, Сам Бог, Сама Личность Бога. Дальше он говорит, опять же, о недоразумениях, которые встречаются, когда люди пытаются кому-то поклоняться. Потому что люди переносят свои грубые материальные представления на Бога. Либо они говорят, что Бог — это некий старик, который сидит на облаке, или кто-то, приписывают Ему материальное тело, либо они говорят, что Бог это бесформенное нечто. И то, и другое — материальное представление.

И поэтому Сута Госвами говорит, чтобы понять, что приносят эти аватары, что у Бога есть форма, но эта форма не материальна, что эта форма находится за пределами грубой и тонкой материи, за пределами тела и ума, и что этот образ не просто какая-то картинка, которую мы увидели в книге — это нечто, выходящее за пределы всего этого творения.

И тут дальше он говорит вот этот стих, который я, собственно, прочел, 39-й стих, завершающий, один из завершающих стихов — он говорит, собственно, как этот образ, или эту Личность Бога можно постичь. И вопрос, или ответ обескураживающе прост: человек должен задавать вопросы: а какой Бог? а кто такой Бог? как Он выглядит? как Его найти? И, собственно, ответ на эти вопросы «Шримад-Бхагаватам» и составляет.

Почему я этот стих прочитал — именно потому, что человек не просто должен: «Ну вот как-то это вот само собой раскроется», или еще что-то, он должен как бы этот вопрос повторять, задавать себе. И Бог отвечает на вопросы, которые мы задаем. Он не отвечает на вопросы, которые мы не задаем. Опять же, люди, которые пережили этот околосмертный опыт, у некоторых из них возникает такая возможность, они задают вопросы, и Бог отвечает на эти вопросы, вопрос, который их волнует. В основном их волнует: ну почему случилась эта несправедливость? почему в мире много зла? или еще что-то такое.

И так как они не задают вопрос о том, какой Бог, Бог не появляется перед ними. Поэтому, собственно, в этом ответ на этот вопрос: что же нужно-то? Нужно не воображать себе Бога какого-то, потому что любое воображение или любой воображаемый образ будет перенесением наших материальных представлений на Бога. Нужно задавать вопросы и искать ответы на эти вопросы в «Шримад-Бхагаватам». Поэтому последний стих отвечает на шестой вопрос: «В Кали-югу религия и знание нашли прибежище в “Шримад-Бхагаватам”».

И «Шримад-Бхагаватам» это воплощение Бога, это литературное воплощение Бога, то есть это, по сути дела, форма личности Бога: вот Он, «Шримад-Бхагаватам», вот Он, Бог. И тут можно найти эти ответы, но для этого должно быть как бы жжение внутри: «Я хочу понять, я хочу понять, я хочу понять, кто такой Бог». Не просто довольствоваться, что Он есть, что Он меня спасет — Он есть, Он спасет, никаких проблем не будет. Но спасение спасению рознь. И тут говорится, что тот, кто задает эти вопросы, получает два блага: главное благо и побочное благо.

Главное благо – он обретает а̄тма-бха̄вам̇. Атма-бха̄вам̇ буквально значит «любовь к себе». Потому что а̄тма значит – душа, или «я», носитель знания, носитель сознания, и бха̄вам̇ – значит любовь. Но а̄тма-бха̄вам̇ значит, на самом деле реально человек может принять себя, или, как сейчас принято говорить – полюбить себя, хотя это немножечко странное выражение, только если он полюбит Бога и поймет, что он с Богом связан. Поэтому здесь говорится: а̄тма-бха̄вам̇.

Принятие себя и гармония с самим собой возникает, потому что иначе, если мы не приняли себя в Боге или в связи с Богом, то мы всегда будем ненавидеть себя: я несовершенный, я плохой, я дурной, я греховный. Мы будем видеть эти недостатки в себе, и а̄тма-бха̄вам̇ не будет, поэтому Он говорит: «Если человек задает вопросы, то есть думает обо Мне, то результатом этого будет, с одной стороны, а̄тма-бха̄вам̇, а с другой стороны — на йатра бхӯйах̣ париварта уграх̣»: ему не нужно будет в это уграх̣ – значит страшное, уродливое, ужасное существование снова возвращаться.

Курванти сарва̄тмакам а̄тма-бха̄вам̇ – конкретно подчеркивается, естественно а̄тма-бха̄вам̇ – просто любовь к себе, естественно, но тут сарва̄тмакам а̄тма-бха̄вам̇ – душа всех душ, душа каждой души сарва̄тмакам а̄тма-бха̄вам̇.

Атхеха дханйа̄ бхагаванта иттхам̇, атха – поэтому, иха – здесь, в этом мире, дханйа̄х̣ – достигает успеха, достигает совершенства или становится богатым. Тот, кто бхагаванта — Шрила Прабхупада переводит это как «в совершенстве знающий», иттхам̇ йад ва̄судеве ’кхила-лока-на̄тхе, тот кто бхагаванта иттхам̇ йад ва̄судеве ’кхила-лока-на̄тхе — задает вопросы о Ва̄судеве, в совершенстве хочет постичь Ва̄судеву, правителя всех планет ’кхила-лока-на̄тхе.

И «Шримад-Бхагаватам» дальше:

идам̇ бх̣а̄гаватам̇ на̄ма

пура̄н̣ам̇ брахма-саммитам

уттама-ш́лока-чаритам̇

чака̄ра бхагава̄н р̣ших̣

них̣ш́рейаса̄йа локасйа

дханйам̇ свастй-айанам̇ махат

(Бхаг., 1.3.40)

Перевод:

«Этот “Шримад-Бхагаватам” является литературным воплощением Бога. Он составлен Шрилой Вьясадевой, воплощением Бога. Его цель — нести высшее благо всем людям мира. Них̣ш́рейаса̄йа, он совершенен и приносит удачу и блаженство».

Это три первых главы «Шримад-Бхагаватам», мы посмотрели первую главу с ее “семенами” – шестью вопросами, о том, как во второй главе Сута Госвами в основном отвечает на первые два вопроса, и потом в третьей главе он отвечает на четыре оставшихся вопроса. Хотя на третий вопрос начинает отвечать во второй главе.

Окей.