БВГМ: Добрый день!
Ведущий: Президент «Центра общества сознания Кришны в России», член общества деловых и культурных связей с Индией. Добро пожаловать к нам, в Кратово.
БВГМ: Спасибо! Я очень рад быть вместе с вами на этой замечательной террасе.
Ведущий: Мы, честно говоря, пугаем, несколько удивляем местную публику, местное светское общество: то у нас концерты проходят, то к нам в гости приходят барабанщики. И вот сейчас, они были несколько удивлены такому количеству людей в оранжевых тогах. Это тоги, да, называется?
БВГМ: Можно назвать тогами.
Ведущий: Извините, пожалуйста, комарья много. Первый вопрос, спонтанный, я сейчас убил комара, и с точки зрения Кришны, я отнял жизнь?
БВГМ: С точки зрения Кришны отняли и не только с точки зрения Кришны.
Ведущий: То есть, несмотря на то, что меня кусают, я должен терпеть
БВГМ: В идеале – да. Но комар первый начал. В каком-то смысле, если кто-то нападает, в дхарма-шастрах или шастрах, священных писаниях, которые регулируют деятельность человека, говорится, что с агрессором нужно поступать соответствующим образом.
Ведущая: А как же подставить левую щеку после правой?
Ведущий: Это не из «Бхагавад-гиты».
Ведущая: Я понимаю, просто интересна другая точка зрения.
БВГМ: Дело в том, что человек должен жить в соответствии со своей природой и далеко не все должны следовать этому моральному идеалу. Кто-то должен жить в соответствии с эти идеалом и подставлять не только правую щеку и не только левую, но и все остальное.
Но будет смешно, если руководитель страны или воин на поле битвы будет подставлять все свои щеки куда угодно. Все зависит от обстоятельств, все зависит от ситуации, все зависит от многих факторов.
В целом «Бхагавад-гита» основана на принципе того, что человек должен жить в соответствии со своей природой, он должен действовать в соответствии со своей природой и не пытаться имитировать кого-то еще.
Этот идеал хорош, но он не универсален потому, что, например, если на вашу квартиру напали разбойники, и хотят зарезать вашего маленького ребенка, и вы вспомните, что вам надо подставлять свою правую или левую щеку под их удары, то ничего хорошего не будет. Не нужно доводить все эти вещи до абсурда, просто нужно действовать в соответствии со своей природой.
Ведущий: Но ведь, то разбойники, которые могут причинить непоправимый ущерб, а здесь маленький комаришка, которого сложно назвать агрессором.
БВГМ: Еще раз, в идеале я бы что сделал, я бы его попытался отогнать.
Ведущая: А есть ли такое понятие как карма, вот насколько убийство комара может повлиять на дальнейший баланс жизни после?
БВГМ: Я не думаю, что убийство комара сильно перевесит чашу весов в какую-то сторону. Разумеется, в идеале лучше избегать убийства комара, но с другой сторон, комар по определению не очень высокоорганизованной существо. Убийство высокоорганизованных существ – это безусловно большой грех потому, что душа в теле высокоорганизованного существа получает какой-то шанс и более того, она испытывает гораздо большие муки.
Так или иначе, комар не такая большая частица этого творения, но еще раз, в идеале лучше не убивать даже комаров. Можно побрызгаться.
Ведущий: Несмотря на то, что программа называется «Что-то хорошее, что-то дачное», мы такую тему затронули, я хочу ее с вами проговорить с вашего позволения. Сейчас в лицах фейсбука идет очень мощный флешмоб, когда девушки рассказывают о случаях насилия по отношению к себе, я не могу больше молчать, это во мне было. И очень много наших знакомых, в том числе Сесиль Плеже, Мириам Сехон, актриса, рассказывают какие-то воспоминания из детства. Страшно становится и стыдно за мужской биологический вид потому, что принадлежишь к нему и такое ощущение, что всего этого так много. Я к чему все это говорю, к тому, что комар то ладно шутка, а вот оказывается насилия в мире гораздо больше, чем в твоем каком-то субъективном мире. Мне интересно понять природу насилия, агрессии, что об этом думаете, Госвами Махарадж?
БВГМ: Спасибо большое, Алекс. По сути дела, этой теме посвящена вся «Бхагавад-гита», рассказанная на поле битвы и идея «Бхагавад-гиты» в том, чтобы определить причину насилия, причину боли в этом мире.
Войны существуют, несмотря на все усилия человечества, насилие, о котором вы говорите, существует, огромное количество неизвестных нам вещей, происходит фактически ежесекундно здесь,, в этом мире. И в соответствии с философией «Бхагават-гиты» причина этого в нас, в нашем эго, нашем ложном эго, которое пытается утвердить свое превосходство над другими.
И разные люди делают это по-разному. Есть люди, которые пытаются утвердить свое интеллектуальное превосходство, это, скажем так, относительно безобидный способ утверждения своего превосходства, хотя в процессе утверждения своего превосходства они могут причинить не меньше боли.
Иногда люди в своих дуэлях причиняют такую боль, которая остается на всю жизнь. Но это, всего лишь на всего, относительно допустимая форма насилия. Но есть множество других форм насилия и причина этого одна – мое независимое эго и попытка доказать всем, что я – самый лучший, что я – самый первый. Это природа эго. Эго – значит я – самый лучший, я – самый первый. Нет никого другого, я должен всем доказать, что я – выше других.
И мужчины делают это, к сожалению, доступными им способами. Если у них нет интеллектуальных способностей или еще каких-то способностей, они, к сожалению, проявляют эту страсть внутреннюю через насилие над женщинами, существами заведомо более слабыми.
И все это распространяется, этот снежный ком растет все больше и больше потому, что насилие вызывает насилие. Человек, который стал жертвой насилия потом очень велика вероятность, что он будет причинять насилие другим. Множество детей, которые подвергались сексуальному насилию, потом сами становятся насильниками, как это ни парадоксально и как это ни страшно потому, что след остался.
Ведущий: Я хочу сказать и коллегам своим и Сесиль и Мириам, и всем девчонкам, которые сейчас принимают участие в этом флешмобе. Я не боюсь сказать: «Не бойтесь, здорово, что это говорится, у нас есть, в таком случае, возможность сказать, что мы с вами, мы поддерживаем вас. И чем больше об этом будем говорить, хотя это порой очень сложно, читать, трудно проговаривать, тем больше шансов у нас побелить такое зло».
Ведущая: Тем больше вероятность понимания того, что происходит.
Ведущий: Вот такой, кстати, вопрос, в продолжение первого. Многие люди сейчас и я в том числе, очень переживают из-за того, что не справляются с зависимостью от социума. То есть очень хочется вычистить свою ленту в сети, чтобы там не появлялось дурных новостей. Нет, они есть, и ты на них реагируешь, и ты резонируешь, безусловно. Я не спрашиваю, как это происходит у вас, в обществе сознания Кришны, я догадываюсь, что это некая монашеская, аскетичная жизнь, но может быть, вы посоветуете, как, не выходя из социума, продолжая работать, общаться с людьми, обезвредить себя, обеззаразить от этого социального спама информационного.
БВГМ: Наша зависимость от этого внешнего потока негативной информации, которой становится все больше и больше с каждым днем, прямо пропорциональна тому, насколько мы неспособны погрузиться внутрь. У человека есть некая внутренняя жизнь и жизнь его духа, жизнь его сознания. И чем в меньшей степени он погружается внутрь, чем в меньшей степени он способен сосредоточиться на прекрасном источнике сознания, находящимся у нас внутри, тем в большей степени он будет зависеть от раздражителей, которые поступают в него извне. И мы живем в действительно очень зараженной среде, среде, в которой много негатива, поэтому мой единственный совет, не обязательно для этого уходить в монастырь, не обязательно уходить из социума, у нас всегда есть возможность уйти внутрь себя. Есть техники медитации, когда люди, погружаясь в медитацию, чувствуют необычайное блаженство. Они гармонизируют свое сознание. Разумеется, этому нужно учиться, это не просто так, сел, закрыл глаза и уснул.
В ведических писаниях объясняется, что есть особый опыт, который необходим каждому человеку и это опыт глубокого сна. Если человек не будет, хотя бы на несколько часов в день, погружаться в глубокий сон, он сойдет с ума от того, что он будет все время реагировать с этой возбуждающей внешней средой.
И глубокий сон – это поразительная вещь, когда каждый счастлив. Мы, может быть, не так активно счастливы, но, тем не менее, у нас есть некое радостное состояние, когда мы просыпаемся после глубокого сна, мы чувствуем, что многие вещи отпали, ушли, не нужны. Потом, в течение дня, опять накапливается мусор, и опять мы под грузом этого мусора, сгибаемся для того, чтобы распрямиться немножечко во время глубокого сна.
Так вот, опыт медитации – это опыт глубокого сна, только в полном сознании. Настоящая медитация – это соприкосновение с самим собой, со своей душой, которые изначально, в соответствии с ведами, исполнены блаженства, но одновременно с этим, человек остается в ясном сознании, сознает самого себя и испытывает этот опыт блаженства на полную катушку. Поэтому совет: учиться медитации и по 15 минут в день заниматься медитацией перед сном. Это, кстати говоря, очень сильно сокращает время для сна.
Ведущий: По поводу уйти себя и это хорошо, знаете недавно, с какой парадоксальной достаточно мыслью столкнулся. Мы заговорили в одной небольшой компании, там были врачи, об аутистах – людях, которые я бы не сказал, страдают аутизмом, потому, что формы аутизма бывают разные. Бывают сильные, как в фильме «Человек дождя» Дастин Хофман, бывает,, когда человек в себе и ему вообще не интересны окружающие и таких людей все больше и больше. Некоторые изотерики говорят, что это и есть новые люди, что через какое-то время все общество будет таким. То есть, когда внутри себя тебе интересней, важнее, чем вокруг. Мысль странная, может быть успокаивающая родителей, у кого такие дети, я не знаю, но я задумался.
БВГМ: На мой взгляд, это не совсем правильное понимание этого явления. Аутисты – это, безусловно, люди глубоко больные, которые пытаются уйти от внешнего мира искусственным способом. Медитация, на самом деле, не искусственный способ, это как раз способ соприкоснуться с самим собой. А это искусственный способ закрыться, поставить какие-то преграды, находиться в этом странном внутреннем мире. И это все результат боли, которая накопилась внутри. На самом деле, аутисты – это очень больные люди с очень большой болью и не способные правильно реагировать на этот мир потому, что этот мир уже причинил им какую-то боль. Называть их людьми будущего, это значит по сути дела, сводить будущее к тому, что все будущее будет состоять из больных людей, которые набрались огромного количества боли в этом мире и не способны адекватно на него реагировать.
Ведущая: Мне кажется, Алекс имел немножко метафорический смысл этого высказывания, когда каждый уходит в какой-то свой маленький мир.
Ведущий: Еще раз говорю, есть жесткая форма,– это фильм «Человек дождя», а есть известный сейчас режиссер – это Роберт Уилсон, который в театре наций поставил сказки Пушкина, который в Перми сейчас ставит, театр Дягилева.
Вот у него есть этот диагноз, он говорит «Я – не аутист, я – социопат, я не хочу общаться с обществом и я хочу внутри себя познавать». Я скорее вот об этой форме.
БВГМ: С этой точки зрения, наверное, это нормально, хотя все равно, у человека есть и должна быть радость общения с обществом. На самом деле, самую большую радость мы получаем, когда мы соприкасаемся с другим человеком тоже. Человек должен соприкоснуться с самим собой, для того, чтобы потом иметь возможность соприкасаться друг с другом. Человек, который не может общаться, не может быть по-настоящему счастлив. Человек рожден, чтобы любить, а любовь – значит чувствовать другого человека
Ведущий: Вот мы сейчас как раз общаемся и слушатели, извините, пожалуйста, что мы сразу об этом не сказали, может быть, у вас есть вопросы к нашему гостю. Напомню, у нас Госвами Махарадж, президент Обществ сознания Кришны в России. Задавайте вопросы смело. Еще мы договорились с нашим гостем, с Махараджем, что он почитает нам сегодня свои стихи
У нас еще Миша периодически заходит, который живет постоянно на даче, наш такой управдом.
Миша, у тебя есть вопрос какой-то?
Миша: Здравствуйте! Да, я послушал и у меня есть вопрос: в чем смысл жизни? И немного расскажите про реинкарнацию, что это такое?
БВГМ: Сами понимаете, что на этот вопрос можно отвечать долго, но если совсем свести его к очень краткому ответу, то смысл жизни в том, чтобы познать самого себя, познать Бога и полюбить Бога. Это высшее проявление смысла жизни. Человек создан для любви, и он есть крупица любви Бога. И он перевоплощается или реинкарнирует снова, и снова, и снова, именно до тех пор, пока он не обретет любовь. Любовь – это способ выйти за пределы заколдованного круга перевоплощений здесь, в этом мире. Но я действительно смогу почитать какие-то стихи об этом.
Ведущая: Госвами Махарадж, вы представьте себе человека, который атеист, допустим. Он не верит в некое понятие Бога, которое предлагает ему религия, и тогда очень сложно воспринять то, что вы говорите, что смысл жизни – это постичь Бога. А что такое постичь Бога? Я могу понять, что такое любить, еще что-то такое, а что такое постичь Бога – непонятно.
БВГМ: На самом деле, реально, даже если человек является атеистом, а большая часть людей – атеисты здесь, в этом мире, он все равно ищет Бога.
Если мы возьмем определение Бога, которое дают ведические писания, то Бог – это средоточие вечности, знания и блаженства. Если мы посмотрим, что ищут люди в этом мире, все ищут вечности, все хотят жить долго, все хотят быть здоровыми, все хотят существовать. Вечность – значит бытиё, все хотят быть. Никто, в конце концов, не верит в собственную смерть. Все хотят, в той или иной форме, вечности, продлить себя в каких-то генах, родить детей или поставить памятник на главной площади или улицу своим именем назвать.
Все хотят вечности, все хотят знания. Интернет – самое большое доказательство этому: люди набирают информацию, люди ездят в разные страны, люди пытаются получать опыт. И все хотят блаженства, все хотят быть счастливыми, все хотят удовольствий, все хотят каких-то переживаний, каких-то эмоций.
Так вот, Бог, породивший весь это мир, есть средоточие вечности, знания и блаженства и если человек не верит в Бога, он все равно ищет эти три вещи, кто бы он ни был. Поэтому все ищут Бога, только называют Его по-разному. Люди, которые употребляют наркотики, ищут Бога потому, что они хотят блаженства и думают, что таким образом они обретут блаженство. Люди, которые путешествуют, или проводят сутки в интернете, ищут Бога. Люди, которые занимаются наукой, ищут Бога. Все ищут Бога. Просто разные люди по-разному Его называют, вот и все.
Ведущий: Я подумал, что прекрасное название для стихотворения. Наш гость, Госвами Махарадж сочиняет стихи, мы их послушаем после перерыва. Вот люди ищут Бога, да? Извините, за наивные вопросы, которые могут звучать сегодня, Наташа из Красноярска слушает нас там и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, буквально в нескольких тезисах, я этого искренне не понимаю, чем отличаются кришнаиты от буддистов?»
БВГМ: Буддизм – это явление, которое возникло в Индии где-то две с половиной тысячи лет назад. Мы представляем собой индуизм и индуизм – явление в духовной жизни гораздо более древнее. Буддизм в каком-то смысле возник, как некое отторжение индуизма. И, если в двух словах, разница между одним и другим очень простая: индуизм признает существование Бога, причем, не, просто Бога, а Бога – Личности. Разумеется, в индуизме есть множество разных течений, но, по крайней мере, наше течение утверждает, что Бог есть и что Он – Личность. А буддисты считают, что, в конечном счете, ничего нет, все – есть пустота и высшая цель человека – раствориться в пустоте и вернуться в ту пустоту, которая его породила. Вот и все. Мы же считаем, что высшая цель человека – это вернуть любовь, которая нас породила.
Ведущий: Спасибо за ответ , Махарадж. Мне кажется, пришло время для стихов. Если хотите, вот Марина Качалова из интернета мантры Харе Кришна, если вам нужен фон, а может быть фон – вот это пение птиц, как вам саундтрек? Харе Кришна, если вам нужен фон, а может быть фон – вот это пение птиц, как вам саундтрек?
БВГМ: Пусть будет пение птиц. Я тогда отвечу в какой-то степени первым стихотворением на вопрос Михаила. Он спрашивал про реинкарнацию и первое стихотворение об этом. Я уже говорил немного, что реинкарнация – это, в каком-то смысле, бунт души против Бога. И есть замечательная поэма Мильтона «Потерянный рай» и много других, которые говорят об этой изначальной, бунтарской природе души, находящейся здесь, сосланной сюда. Ну, вот об этом это стихотворение, о том, как человек пытается вернуться к Богу, борется с самим собой, наталкивается на это препятствие внутри. Оно так и называется «Молитва блудного сына».
Как я хотел Тебя забыть, Уйти, заплакать, отвернуться, Собакой черною завыть, Заснуть и больше не проснуться.
Как я хотел с Тобой порвать, Не знать Тебя, не видеть больше, Не слышать, не молить, не звать, И не любить Тебя, мой Боже.
Я прятался в пучинах вод, В берлоге отсыпался сладко, Был глух, как тетерев, и слеп, как крот, Как еж, колюч и, как гадюка, гадок.
Я яд копил, отращивал клыки, Я цвет менял, ощеривался злобно, И паутину плел, как пауки, И раздувал клобук, как кобра.
Меня жег яд обиды на Тебя, Яд зависти, яд ревности и злости, Он сердце отравил, любовь, во мне губя, Язык мне обложил, пробрался в кровь и кости.
Отравленный, я полз, куда глаза глядят, Без цели, без любви, без веры. Но, ежась, чувствовал. Твой взгляд Спиной своей в тумане жизни серой.
A голос. Твой все звал меня, И свет. Твой лился и лучился. Ты радугой вставал при свете дня, Луной светил в ночи и звездами искрился.
Ты звал меня к Себе, Душа моей души, Боль утешал урчанием прибоя, В опасности на помощь мне спешил.И прятался, прикинувшись Судьбою.
Как Ты хотел меня вернуть, Растормошить, согреть, утешить, Яд в сердце осушить, расчистить путь,
Лед растопить, ласкать меня и нежить.
Ты победил! Сдаюсь. Довольно слез. Довольно злости, похоти довольно. Довольно глупой лжи и глупых грез. Я — Твой… Но почему, же мне так больно?
Как я хочу Тебя забыть! Как хочешь Ты меня вернуть!
Ведущий: Спасибо. Миша, ты доволен ответом, теперь ты понял?
Михаил: Да, практически. То есть это как бы противостояние с самим собой, да?
БВГМ: Ну да, изначально мы порождены высшим разумом, но в то же самое время мы хотим отстаивать свою независимость от этого высшего разума, и пытаемся всячески это сделать в разных видах и формах.
Ведущая: Бунт на корабле.
БВГМ: Бунт на корабле, именно так.
Ведущая: Есть очень много вопросов от слушателей, вот Аня, например, наверное, очень актуальный для многих: «Посоветуйте, пожалуйста, что делать, когда погрязаешь в бытовых проблемах, ощущаешь прямо какой-то ступор в развитии, остановку потока, отсутствие радости? Как продолжать двигаться дальше, когда жизнь тебе подбрасывает постоянно решение бытовых проблем?»
БВГМ: Но для этого человек должен понимать, что для него по- настоящему важно. Текучка так устроена, что она может засосать абсолютно любого. Даже духовный человек может в какой-то момент очнуться и понять, что он в духовной текучке.
,Жизнь будет все время подбрасывать нам какие-то срочные вещи и для этого , человек должен постоянно напоминать себе о существовании важных вещей.
Ведущая: Каким образом? Что это ха вещи?
БВГМ: Важные вещи – это любовь, важные вещи – это мое духовное развитие, важные вещи – это понимание того, что я действую в соответствии со своей природой. И человек должен реально, каждый день себе напоминать об этом. У каждого человека есть своя миссия, свое предназначение в этом мире. Я тоже должен напоминать об этом потому, что если я не буду этого делать, все это будет съедено текучкой.
Ведущая: Хорошо, вопрос, как понять свое предназначение?
БВГМ: На самом деле это не так сложно, но в наше время, когда в сознание человека вторгается очень много агрессивных сил извне, это стало сложно сделать. Каждый человек для чего-то создан и понять свое предназначение можно, потому, что я могу заниматься этим бесконечно и мне не надоедает. Мне не нужно даже за это получать деньги. Деньги, всего лишь на всего, побочный продукт того, что я занимаюсь делом. Люди, которые нашли себя, они готовы сутками просиживать на работе, занимаясь любимым делом, и абсолютно не зависят от каких-то вознаграждений внешних. Им просто нравится делать то, что им нравится делать. И вся ведическая культура или древняя культура Индии была построена на том, чтобы помочь человеку найти себя. Помочь человеку определить свое предназначение и развить его до максимально возможной степени потому, что тогда человек становится счастливым. Сейчас вторгается очень много других факторов: престиж, зависть. Например, человек может быть очень хорошим подметальщиком улиц, но это не престижная вещь и никто не будет принимать его всерьез. В ведической Индии говорилось, что, если человек занимается своим делом, то он занимает более высокое и почетное положение, чем человек, занимающийся не своим делом, пусть даже престижным.
Сейчас же люди руководствуются именно этими вещами, и поэтому зависть становится все сильнее, сильнее и сильнее. Если я не доволен тем, что я делаю, я всегда буду завидовать другому, я всегда буду видеть какие-то внешние вещи.
Поэтому человек должен остановиться и подумать: «А что собственно мне нужно? Как я могу быть счастлив, если я буду заниматься не своим делом, то я не смогу быть счастлив, и я ни кого не смогу сделать счастливым».
Ведущий: Когда вы говорите об Индии, вы имеете в виду институт каст: брахманы, неприкасаемые, а вдруг человек действительно способен на большее?
БВГМ: Нет, нет, я не имею в виду институт каст. Институт каст – это некая деградация, это некое явление, которое произошло в результате исторической деградации. Изначально все было построено на природе человека и, например, астрология может объяснить, по крайней мере, помочь человеку искать в нужном направлении. Сказать, что вот ищи здесь, где-то тут кроются твое предназначение и твоя природа.
Например, недавно я разговаривал с одним человеком, смотрел его карту и увидел у него явно выраженные лидерские способности. При этом человек занимает очень скромное положение. Я ему сказал: «Ты долен, искать себя в этом, у тебя это есть». И он очень обрадовался и сказал: «Да, да, я всегда это чувствовал, но как-то боялся».
Ведущий: Хочу с вами обсудить один тезис, поговорить об удаче. Удача – это когда все получается то, что ты задумал. И люди идут тебе навстречу , и разговоры заканчиваются шагом вперед, договоры подписываются, у тебя все получается. И вот какая мысль мне пришла странная давеча, что удачу можно приручить. Как собаку. Научить ее быть рядом. Противоположность удачи – уныние, когда мы действительно впадаем: текучка, депрессия, еще что-то. И ее можно позвать приманить, задумать, создать мыслеформу, как-то общаться с ней. Я пока не очень четко сформулировал эту мысль, но направление понятно. Вы можете как-то прокомментировать это, вообще что такое удача с вашей точки зрения?
БВГМ: Это, безусловно определенная форма менталитета. Есть люди, счастливые по своей природе, они притягивают счастье. К таким людям тянутся другие люди. Люди хотят побыть в этой энергии, которая их окружает, хотят напитаться этой энергией удачливости, которая их окружает. Это, в конечном счете, некая заслуга, которую человек принес из прошлых жизней.
В ведическом пантеоне богиня удачи или богиня процветания Шри или Лакшми – она супруга Верховного Господа Вишну и она всегда рядом с Ним. Он– Бог, на санскрите называется Бхагаван, то есть Тот, Кто обладает всеми богатствами, всей удачей. И удача – это Его энергия. В конце концов, в соответствии с нашей философией, если человек живет в соответствии с законами Бога, если человек живет хорошей, чистой жизнью, он будет привлекать к себе удачу. Сформируется определенная мыслеформа, но даже больше, чем мыслеформа, определенный менталитет, определенная структура его сознания, которая будет делать его удачливым.Бхагаван, то есть Тот, Кто обладает всеми богатствами, всей удачей. И удача – это Его энергия. В конце концов, в соответствии с нашей философией, если человек живет в соответствии с законами Бога, если человек живет хорошей, чистой жизнью, он будет привлекать к себе удачу. Сформируется определенная мыслеформа, но даже больше, чем мыслеформа, определенный менталитет, определенная структура его сознания, которая будет делать его удачливым.
Мы знаем – это факт, есть люди, которые приручили удачу. Есть люди, которые профессиональные неудачники, которые копят в себе злость, обиду на всех. Все зависит от нашего менталитета.
Но я возразил бы вам только в одном. Суть не в том, чтобы самому приручить удачу, суть в том, чтобы научиться, как привлекать к себе удачу. А для этого нужно иметь обязательно перед глазами пример человека, который действительно привлекает к себе удачу и который счастлив. И учиться у него быть счастливым и таким образом делать счастливыми других.
Ведущая: Вот вы говорите про учителя, чтобы иметь пример перед собой. А как люди выбирают учителя, с вашей точки зрения? И если у кого-то из наших слушателей нет такого учителя, то что бы вы могли ему посоветовать?
БВГМ: Суть не в том, чтобы выбирать учителя, суть в том, чтобы захотеть учиться. Если мы захотим учиться, мы найдем того, у кого мы будем учиться. Беда заключается в том, что человеку часто гордыня не дает учиться. Мы думаем, что мы сами лучше знаем: « Я сам с усам, я лучше понимаю, что мне нужно, кто он такой, чтобы меня учить?»
Вся древняя ведическая культура, культура вед или культура Индии была построена на принципе отношений учителя и ученика. И человека, прежде всего, учили быть учеником. Учитель придет, если я стану учеником.
Если я не ученик, то, как бы я ни выбирал, сам этот акт выбора учителя тоже достаточно горделивая попытка выбрать себе кого-то, кто достоин меня. Так что, нужно не выбирать, нужно учиться быть учеником и тогда учитель придет. И именно это говорится в ведических писаниях: «Если ученик готов, учитель приходит по устройству судьбы и мироздания».
Ведущий: Мы продолжаем беседу на террасе с нашим гостем , Госвами Махараджем, спасибо, невероятно интересная беседа. Я попрошу вас еще прочесть свои стихи, и, может быть, вы предварите их какой-то речью, почему именно это стихотворение вы захотели сейчас прочесть.
БВГМ: Спасибо большое, Алекс. Мне тоже нравится очень с вами беседовать в этой атмосфере дачной. Я прочту стихотворение, которое написано на один стих из Библии, на одну строку из Библии. Эта строка из Библии вызвала у меня какие-то размышления. Она о природе человека, о природе сознания человека:«Кто мы – плоть или дух, в конечном счете?» Мы все знаем эти слова, что не хлебом единым жив человек. И об этом эти стихи. Стихи о том, кто я, и в каких отношениях я нахожусь с Богом.
В конце концов, источник, который породил нас, Он тоже есть изначальный дух и именно в отношениях нашего крошечного сознания с этим великим сознанием, и состоит смысл той игры, которая называется творением.
И тут, в этих стихах упоминается Вриндаван. Вриндаван – это место, куда приходит Кришна. Когда Бог приходит сюда, на землю, Он приходит в образе обычного человека, простого ребенка, но при этом остается Богом. Это достаточно сложная теологическая концепция, о ней много нужно говорить. Я просто не буду погружаться в это, объясняя, что такое Вриндаван и почему в этом стихотворении есть строки, которые вы сейчас услышите.
Я дух от Духа, а не плоть от плоти. Я свет от Света, не от крови кровь. Я звук от Звука: там, в последней ноте Слышна меня создавшая любовь.
Я мысль от Мысли, вечности крупица. Я – крошка хлеба на Твоем столе. Ты – небо необъятное. Я – птица, Парящая в бездонной вышине.
Я боль от Боли и от Воли – воля, я искорка блаженства Твоего. Я пахарь, мое тело – поле. Ты – жнец, хотя Тебе не нужно ничего.
Ты – сеятель, я – крохотное семя, Согретое лучом Твоей любви. Ты – корень, я – листок. Мгновенье я, Ты – время. Я – Твой цветок, сорви меня, сорви.
Я – капелька дождя. Ты – туча дождевая. Песчинка я на берегу морском. Я рвусь к Тебе, Тебя не узнавая, Все время, забывая, кем ведом.
Любовь Твоя – закон мой непреложный. Я дух от Духа и от Света свет. Твоею правдой жив, хотя питаюсь ложью, И если я – вопрос, то Ты – ответ.
Я капелька в безбрежном океане, я – лучик света, меркнущий во тьме. Ты – милость. Я – на милость упованье: Рука Твоя протянута ко мне.
Из веры соткан я, нет крепче этой веры: Вернись ко Мне, когда придет мой срок, И сделайся моей извечной мерой, Чтоб по Тебе себя я мерить мог.
Там, во Вриндаване Ты плачешь, как ребенок, Ты голоден. Ты просишь о любви. Хотя я далеко, Твой голос звонок: Откликнусь я, зови меня, зови!
Я дух от Духа, а не плоть от плоти, я свет от Света, не от крови кровь, я звук от Звука, там в последней ноте слышна меня создавшая любовь.
Ведущие: Спасибо большое.
БВГМ: И вам спасибо.
Ведущий: И вам спасибо слушатели, за чуткие и важные вопросы и комментарии, Мы читали все ваши сообщения. Их очень много, но нет возможности за одну минуту во все погрузиться. Мы говорили об удаче, я хочу пожелать вам удачи вам, вашим соратникам. Мы не проговорили много тем, которые собирались проговорить, например, о вашем переезде, но это повод лишний раз встретиться.
Спасибо вам.
БВГМ: Спасибо вам, Я с удовольствием приеду еще раз в Кратово.