Код сампрадаи. Лекция 8

12 июня 2016 | Москва |
Длительность: 1:31:31
thumbnailplay

Продолжение описания адвайта-веданты. "Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 7.121 с комментарием Шрилы Прабхупады.

Реальность – это то, что существует всегда и везде. Сат, чит, ананда – постоянные аспекты реальности. Нама и рупа – временные аспекты, поэтому вечный Господь не может быть ограничен какой-то формой.

Брахман не является объектом и субъектом, не имеет качеств – это чистое бытие, чистое знание, чистое блаженство.
Про Брахман нельзя сказать ничего, даже то, что он существует. Брахман не несуществует (нети – нети), любое позитивное утверждение ограничивает Брахман. Безграничный Брахман, который временно ограничили – это джива.

О мнении Шанкарачарьи об ошибке Вьясадевы. Расхождение во мнении о том, что представляет собой джива. Логика Шанкарачарьи по поводу формы Абсолютной Истины, по поводу бытия, знания и блаженства, по поводу того, откуда и как появились дживы, откуда взялось невежество, откуда берется мир и насколько он реален, о планах бытия. Как возникает концепция бесформенного Бога и Бога в невежестве.

ШБ. 3.7.9, майя действует вопреки логике. О проблеме падения души в материальный мир. С точки зрения вайшнавов причина падения души - в ее крошечности. Существуют две школы майавады, одна из них считает, что изначальное невежество содержится в дживе, вторая говорит, что изначальное невежество находится в Брахмане. Признается существование Бога, сагуна Брахмана, являющегося результатом осквернения Брахмана авидьей, невежеством. Разница между дживой и Богом только в размерах оскверненной части Брахмана.

Аргументы против философии майявады. Пример ситуации, когда в сумерках человек принимает веревку за змею. Теория ошибочного восприятия (кхьяти-вада), митхья. Три уровня бытия этого мира – иллюзорный, эмпирический и реальный. Два аспекта майи, покрытие реальности и привязка к иллюзии. Чтобы освободиться от иллюзии, надо просто вспомнить, что ты являешься Брахманом. У иллюзии всегда есть основа в реальности. Таким образом непонятно что же тогда является основой эмпирической реальности, если Брахман безличен и недифференцирован. Человек хочет наслаждаться в материальном мире, но не может, поэтому он отрекается от мира и пытается представить себя Богом.

Входит в подборки

Код сампрадаи