Джапа-ретрит. Настройка на джапу

27 мая 2016 | Израиль |
Длительность: 0:09:25

Мы очень сильно запрограммированы на результат, но важно понимать, что медитация — это процесс, в котором важен не результат, а состояние. Не нужно никуда спешить, главное — войти во внутреннее состояние спокойствия, красоты, соединения с Богом. Медитация на святое имя приносит результат только тогда, когда мы понимаем, кто такой я и кто такой Кришна, понимаем, к Кому мы обращаемся. Медитация — это процесс, когда мы открываемся навстречу Богу.

Важность правильного положения тела при медитации. Ошибки, которые мы совершаем во время медитации. Как справиться с потоком мыслей во время медитации. Позиция наблюдателя. Бог приходит к нам в виде духовного звука. Повторение святого имени — это наш шанс восстановить связь нашей души с Богом.

Текст лекции

Харе Кришна.

Я скажу несколько слов о том, что мы делаем. Прежде всего, мне хотелось напомнить, что медитация — это процесс, в котором важен не результат, а состояние. Мы очень запрограммированы на результат, стремимся к нему, и когда мы начинаем медитировать, результат главный — поскорее бы всё это кончилось. Или мы ставим какую-то цель: прочитать определённое количество кругов. Не нужно торопиться, не нужно спешить никуда, не нужно ставить перед собой никаких целей. Главное —  попытаться войти в это внутреннее состояние спокойствия, красоты, соединения с Богом.

Бхактивинода Тхакур объясняет, что святое имя, или медитация на святое имя, только тогда приносит результат, когда мы реально помним о смысле святого имени, то есть понимаем, кто я и кто такой Кришна, понимаем, к кому мы обращаемся. В дневниках, которые вы вчера получили, есть раздел, называющийся самбандха. Самбандха значит «связь», или «отношения».

Медитация — это процесс, когда мы как бы открываемся навстречу Богу. В обычной ситуации мы закрыты к Нему, мы находимся в состоянии «героя», деятеля, того, от кого всё зависит. А состояние медитации — это когда я становлюсь в положение свидетеля и обращаюсь к Богу, и как бы отдаю Ему это право действовать здесь.

И самбандха, то, что написано у вас в дневниках, — это некий пересказ того, о чём говорит Шрила Бхактивинода Тхакур. И мы попытаемся сейчас… в медитативном виде я попытаюсь изложить как бы это внутреннее состояние, эмоциональное состояние, в котором медитация может случиться: наша устремлённость к Богу, желание найти Его и понимание того, что мы всегда ищем Его. Бог не есть какая-то материальная личность. Бог есть вечность, знание и блаженство. И мы всегда ищем Его во всех ситуациях своей жизни, не важно, верит человек в Бога или не верит, он ищет Бога. Потому что все ищут именно этих трёх вещей: вечности, знания и блаженства. И только вместе с Ним мы можем реально реализовать эти вещи.

Давайте сейчас попытаемся вспомнить, о чём мы говорили вчера. То есть, ещё раз, мы никуда не торопимся, спина максимально прямая. И когда спина находится в правильном положении, естественным образом появляется некое движение снизу вверх. Человек не зря из всех видов живых существ имеет прямой позвоночник. Единственное исключение — это жираф, и у него просто длинная шея. В противном случае все остальные обращены вниз, человек обращён вверх.

И в процессе медитации энергия сама естественным образом должна направляться вверх. При этом у нас нет напряжения, мы не действующие, мы наблюдающие, мы стараемся услышать этот звук или почувствовать это состояние. Если мысли проходят в нашем сознании, мы наблюдаем за этими мыслями, не устремляемся вместе с ними. Две ошибки, которые делает человек во время медитации, — это либо отдаться на волю мыслей и плыть вместе с ними, либо пытаться сражаться с ними. Я не плыву с ними, но я и не сражаюсь с ними, я просто наблюдаю, и мыслей становится меньше.

Давайте сделаем несколько дыханий. Просто наблюдая за своим дыханием, я становлюсь как бы в эту позицию наблюдателя, потому что, в сущности, душа и есть наблюдатель. И это внутреннее пространство, пространство сознания, как говорит Шачинандана Махарадж, sacred space, священное пространство внутри, или как Упанишады называют это небом — внутри у нас есть это небо, в котором находится душа, небольшой кусочек духовного мира, откуда мы, собственно, и медитируем, откуда мы зовём Бога.

И эта связь с Ним в том, что я, в сущности, не принадлежу к этому миру. Я пытаюсь найти счастье в этом мире, но мир не предназначен для счастья. Мир предназначен для того, чтобы научить меня, кто я такой. Душа наивно ищет счастья здесь в чувственных наслаждениях, в отношениях этого мира, но при этом инстинктивно она всегда ищет возвращения к своей собственной природе, она ищет вечности, она хочет существовать вечно, она знает, что она вечная. Она ищет знания, она постоянно хочет этого возвышенного состояния, когда я знаю, что я существую. И она ищет блаженства. Всё это уже есть в ней. Но реализовать это можно только тогда, когда восстанавливается связь.

И повторение мантры, звук мантры — это возможность восстановить эту связь и наш шанс, потому что Бог приходит сюда и открывает Себя в виде звука. Этот звук неотличен от Него.

И когда мы повторяем святые имена: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — мы находимся непосредственно в соединении, в йоге с Ним. И это устремление к Нему, зов Бога, поиск Бога, попытка найти Его в звуке и погрузиться в этот звук и есть суть нашей медитации: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Входит в подборки

Джапа-ретрит