Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада

ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны

Его Божественная Милость Абхай Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада — ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны — явился в этот мир 1 сентября 1896 году в Калькутте, в семье Гаудия-вайшнавов. В период учёбы в колледже он женился. В знак протеста против английского правления в Индии отказался от диплома. Вскоре после этого занялся фармацевтическим бизнесом.

В 1922 году Абхай встретился с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, который вдохновил его на проповедь послания Господа Чайтаньи. Абхай принял его своим духовным учителем и спустя много лет получил у него первое и второе посвящение. Следуя наставлениям своего Гуру Махараджа, в 1944 году он начал выпускать журнал на английском языке «Обратно к Богу», представляя сознание Кришны широкому кругу читателей. В конце 40-х годов начал работать над комментарием к «Бхагавад-гите».

В 1950 году отошёл от семейной жизни. Живя в храме Радхи-Дамодары во Вриндаване, он в течение нескольких лет глубоко изучал священные писания и работал над их переводами. В 1959 году принял санньясу. Во Вриндаване начал писать комментарий к «Шримад-Бхагаватам» и издал три тома Первой песни.

13 августа 1965 года Шрила Прабхупада на грузовом судне «Джаладута» поехал в Америку с проповеднической миссией. С собой он взял только маленький чемоданчик, зонтик, запас крупы, сорок рупий и двести комплектов трёхтомника «Бхагаватам». По дороге он пережил два инфаркта, но смог благополучно достичь берегов Америки.

Прожив первые несколько месяцев в Батлере у своих знакомых и выступая перед самой разной аудиторией, осенью 1965 года Шрила Прабхупада переехал в Нью-Йорк. Там он читал лекции в одной из студий йоги. В начале 1966 года он перебрался в район Бауэри, где его будущие ученики помогли ему организовать первый храм в помещении бывшего магазинчика. Здесь Шрила Прабхупада начал давать регулярные лекции по «Бхагавад-гите», петь киртаны, устраивать воскресные программы и заботиться о своих последователях. В июле 1966 года он зарегистрировал ИСККОН — Международное общество сознания Кришны. В начале сентября, в день явления Господа Кришны, он дал посвящение своим первым западным ученикам. Спустя некоторое время возобновил издание журнала «Обратно к Богу». Типография «ИСККОН пресс» с течением времени выросла в международное книжное издательство Би-би-ти — «Бхактиведанта Бук Траст». В 1967–1968 годах центры ИСККОН были открыты в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Монреале. Позже — в Лондоне и Гамбурге. В Америке, штате Западная Вирджиния, была основана большая ферма Нью-Вриндаван.

В 1970 году Шрила Прабхупада, сформировал коллегиальный орган для управления делами Движения — Руководящий совет Джи-би-си, а также попечительский совет издательства «Бхактиведанта Бук Траст», занимавшегося выпуском книг Шрилы Прабхупады и переводом их на разные языки мира. Летом того же года Шрила Прабхупада со своими западными учениками организовал широкую проповедь в Индии и начал строительство крупных храмов во Вриндаване, Майяпуре и Бомбее. В 1971 году Шрила Прабхупада приехал в Россию и, несмотря на трудности и запреты, налагаемые на его проповедническую деятельность, смог принять одного ученика, посадив таким образом семя сознания Кришны в нашей стране.

За время своей проповеди Шрила Прабхупада 14 раз объехал земной шар, рассказывая людям о сознании Кришны, создавая центры, вдохновляя последователей и руководя делами Движения. Всё это время он продолжал переводить и писать книги, делая это даже в последние дни своей жизни, когда он уже был прикован к постели. К 1977 году у Шрилы Прабхупады было уже около 5000 инициированных учеников, открыто 108 храмов по всему миру. Шрила Прабхупада оставил этот мир 14 ноября 1977 году в 7:30 вечера в Кришна-Баларама-мандире во Вриндаване. Огонь, который он зажег в сердцах людей благодаря своим выдающимся качествам, неподдельной любви и безграничному состраданию, привлекает всё больше людей, искренне ищущих себя и Бога.

Миссия всей жизни

Его Божественная Милость Абхай Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада — ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны явился в этот мир 1 сентября 1896 года в Калькутте, в семье Гоур Мохана и Раджани-Де. Его родители происходили из гаудиявайшнавских семей. Они каждый день посещали семейный храм Радхи-Говинды и поклонялись Божеству дома. Маленький Абхай с самого детства проявлял склонность к служению Кришне. Ещё будучи маленьким ребёнком, он попросил Божеств Радхи-Кришны у отца и стал поклоняться Им, а также начал проводить Ратха-ятры — праздники колесниц, в подготовку которых вовлекал весь район.

Когда Абхай был студентом, отец устроил его женитьбу на Радхарани Датта — дочери своего партнёра по бизнесу. Но первое время молодые супруги продолжали жить каждый со своими родителями, поскольку Абхаю надо было окончить колледж. Однако колледж он так и не окончил: как и многие молодые индийцы того времени, он отказался от диплома, выразив таким образом протест против английского владычества в своей стране. Отец Абхая был не рад такому повороту событий, но не стал возражать против решения сына и устроил его на работу в фармацевтическую фирму своего друга.

В 1922 году произошла первая встреча Абхая с Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром. Шрила Бхактисиддханта сразу же сказал ему, что такому образованному молодому человеку нужно проповедовать послание Господа Чайтаньи по всему миру. На возражение Абхая о том, что сначала Индия должна обрести независимость, иначе никто не будет слушать индийца, он ответил, что Сознание Кришны не зависит от того, кто стоит у власти. Любое правительство временно, а сознание Кришны вечно. Оно так необходимо человечеству, что мы не имеем права ждать, пока Индия обретет независимость. Абхай был впечатлён смелостью и бескомпромиссностью Бхактисиддханты Сарасвати и принял его своим духовным учителем.

SP-1

В 1932 году Абхай с семьёй переехал в Аллахабад. Там он получил от своего духовного учителя первое и второе посвящения.

Незадолго до ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура из этого мира в конце 1936 года Абхай получил от него письмо, в котором духовный учитель дал ему те же наставления, что и при первой встрече: «Я совершенно уверен, что, владея английским, ты сможешь донести наши идеи до людей, которые не знают языков (бенгальского и хинди)… Это принесёт большое благо и тебе, и твоим слушателям. Я очень надеюсь, что ты сможешь успешно проповедовать на английском языке».

В 1944 году, следуя наставлениям своего Гуру Махараджа, Абхай начал выпускать журнал на английском языке «Обратно к Богу», в котором он рассказывал о сознании Кришны. В конце 40-х годов он начал работать над комментарием к «Бхагавад-гите» и проповедовать учение Господа Чайтаньи в своих письмах влиятельным индийцам того времени.

В 1950 году он отошёл от семейной жизни, чтобы уделять больше времени изучению писаний и работе над журналом. Он приехал во Вриндаван (святое место паломничества неподалёку от Дели), где поселился в древнем храме Радхи-Дамодары. Там, живя в маленькой скромной комнате, он в течение нескольких лет глубоко изучал священные писания и работал над их переводами. В 1954 году он основал «Лигу преданных», которую видел своего рода духовной Организацией Объединённых Наций. Тогда же он принял первого ученика. В 1959 году Шрила Прабхупада принял санньясу от своего духовного брата Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа. Продолжая жить во Вриндаване в храме Радха-Дамодары, он начал писать комментарий к «Шримад-Бхагаватам». С большими трудностями ему удалось издать три тома комментариев к Первой Песне.

SP-2 В 1965 году Шрила Прабхупада начал планировать поездку с проповеднической миссией в Америку, и, получив с большими трудностями все необходимые документы и бесплатный билет на грузовом судне «Джаладута», 13 августа он отправился в путь. С собой он взял только маленький чемоданчик, зонтик, запас крупы, сорок рупий и, самое главное, двести комплектов трёхтомника «Бхагаватам». По дороге он пережил два инфаркта, но, благодаря милости Шримати Радхарани, смог благополучно достичь берегов Америки.

SP-3 Первые несколько месяцев Шрила Прабхупада прожил в семье сына своего знакомого, г-на Агарвала, в Батлере. Он выступал в городе перед самой разной аудиторией, а также беседовал с гостями Агарвалов.

Осенью 1965 года Шрила Прабхупада переехал в Нью-Йорк. Там он время от времени читал лекции в одной из студий йоги. В то же время он написал философское эссе «Введение в Гитопанишад», которое мы сейчас можем прочитать как введение к «Бхагавад-гите как она есть».

В начале 1966 года он перебрался в район Бауэри, а спустя несколько месяцев, его будущие ученики помогли ему организовать первый храм в помещении бывшего магазинчика «Бесценные дары» на Второй Авеню. Здесь Шрила Прабхупада начал давать регулярные лекции по «Бхагавад-гите», петь киртаны, устраивать воскресные «пиры любви» и заботиться о своих новых друзьях и последователях. В июле 1966 года Шрила Прабхупада зарегистрировал ИСККОН — Международное Общество Сознания Кришны.

В начале сентября, на день явления Кришны, он дал посвящение своим первым западным ученикам, а через несколько дней провёл для них первый вайшнавский свадебный обряд. Вместе со своими последователями Шрила Прабхупада начал проводить регулярные харинамы в близлежащем парке.

Спустя некоторое время, он приобрел печатный станок и возобновил издание журнала «Обратно к Богу». С этого началась типография «ИСККОН-пресс», которая с течением времени выросла в международное книжное издательство ББТ — «Бхактиведанта Бук Траст».

Зимой 1967 года ученики Шрилы Прабхупады организовали центр ИСККОН в Сан-Франциско и пригласили его туда. Там Шрила Прабхупада установил Божества Джаганнатхи, которые «случайно» оказались на прилавке одного из магазинчиков восточных товаров. В мае 1967 года Шрила Прабхупада вернулся в Нью-Йорк. Здесь с ним случился третий инфаркт, который он пережил лишь по милости Господа Нрисимхи и благодаря искренним молитвам своих учеников. В этом же году в Сан-Франциско состоялась первая Ратха-Ятра — праздник колесниц.

SP-4 В конце 1967 года появился центр ИСККОН в Лос-Анджелесе, в 1968 — в Монреале.

Ученики Шрилы Прабхупады отправились в Европу и основали центры в Лондоне и Гамбурге. В Лондоне им удалось заинтересовать сознанием Кришны членов популярной группы «Битлз», в особенности, Джорджа Харрисона, который впоследствии подарил преданным поместье, где они организовали замечательный храм Бхактиведанта Мэнор.

В Америке, штате Западная Вирджиния, была основана большая ферма Нью-Вриндаван.

В 1970 году Шрила Прабхупада, следуя желанию своего духовного учителя, сформировал коллегиальный орган для управления делами Движения — Руководящий Совет Джи-Би-Си, а также попечительский совет издательства «Бхактиведанта Бук Траст», занимавшегося изданием книг Шрилы Прабхупады и переводом их на разные языки мира. Летом того же года Шрила Прабхупада со своими западными учениками вернулся в Индию, где ему удалось организовать мощную проповедь. Там он начал программу «Пожизненного членства», имевшую цель привлечь друзей и спонсоров в ИСККОН. Во Вриндаване, Маяпуре и Бомбее было начато строительство крупных храмов.

В 1971 году Шрила Прабхупада приехал в Россию и, несмотря на запреты и трудности, ему удалось принять одного ученика, Ананта Шанти, посадив таким образом семя сознания Кришны в нашей стране.

В 1972 году была основана первая вайшнавская школа (гурукула) в Далласе. В то время начала широко развёртываться программа распространения книг (до этого распространялись, главным образом, журналы). Как храмы, так и выездные группы-санкиртаны начали распространять сотни тысяч книг Шрилы Прабхупады на разных языках.ное книжное издательство ББТ — «Бхактиведанта Бук Траст».

За время своей проповеди Шрила Прабхупада 14 раз объехал вокруг земного шара, рассказывая людям о сознании Кришны, создавая центры, оставляя последователей и руководя делами Движения. Всё это время он продолжал переводить и писать книги, он делал это даже в последние дни своей жизни, прикованный к постели. К 1977 году у Шрилы Прабхупады было уже около 5000 инициированных учеников, было открыто 108 храмов по всему миру. Шрила Прабхупада оставил этот мир 14 ноября 1977 году в 7:30 вечера в Кришна-Баларам Мандире во Вриндаване, дав последний урок своим ученикам – урок искусства умирать в сознании Кришны.

Замечательные качества характера Шрилы Прабхупады, его любовь и безграничное сострадание в полной мере проявлялись в его поведении и отношениях с окружающими. Чтобы читатели могли по достоинству оценить качества Шрилы Прабхупады, а также научиться чему-то на его примере, мы публикуем истории из жизни Его Божественной Милости, рассказанные Бхакти Вигьяной Госвами Махараджем.

SP-5

Меня поразила история про одного ученика Шрилы Прабхупады, которая произошла на Гавайях. Он был президентом храма. Однажды к нему пришёл человек и захотел пожертвовать ресторан преданным. Этот ученик, президент храма, очень обрадовался. Он решил, что ему пожертвовали ресторан. Он переписал его на своё имя, начал ресторан вести, как собственный бизнес. Все возмутились: «Он вор, он негодяй. Нужно его выгнать, нужно всем объявить, нужно судиться с ним». Собрали чрезвычайное собрание.

Шрилу Прабхупаду вызвали. Шрила Прабхупада прилетел на Гавайи. И он решил сначала урезонить этого ученика. Он спросил:

—Ты мой ученик?

— Да, я - ваш ученик.

— Это значит, что всё, что тебе жертвуют, жертвуют на самом деле мне.

— Да, Шрила Прабхупада.

— Это значит, что ресторан, который тебе пожертвовали, мне принадлежит.

— Нет, не значит. Ресторан принадлежит мне.

То есть, попытка вернуть его в лоно сознания Кишны не удалась. Шрила Прабхупада созвап собрание и спросил: «Что будем делать?» «В суд будем подавать! Подаём в суд на него». Шрила Прабхупада задумался надолго. Сказал: «Если мы сделаем это, мы ничем не будем отличаться от обычных карми. Наша духовная жизнь основана на доверии и любви. Если у нас не будет доверия и любви то не будет и духовной жизни».

SP-6

Есть замечательная история, которую рассказала Джадурани. Она говорит: «Я рисовала картину Нрисимхадева. И мне обязательно нужно было нарисовать какой-то ковер, красивый, восточный. Я не знала, как восточные ковры выглядят. Я вспомнила, что у Шрилы Прабхупады в комнате (действие происходило в самом начале движения, Шрила Прабхупада жил тогда в маленькой комнатушке, на втором этаже) висел большой постер с каким-то изображением Господа Рамы и ещё кого-то».

Джадурани пришла к Шриле Прабхупаде: две маленькие комнаты, маленькая спаленка, Шрила Прабхупада спал на полу, на матрасе. У него над кроватью висела эта картина. Джадурани попросила разрешения у Прабхупады зайти посмотреть. «Заходи». Он сидит за столиком, она как послушная ученица знала, что ни в коем случае нельзя наступать на кровать духовного учителя, а ей нужно рассмотреть эту картину. Она тянется, а картина высоко висит. Она и так, и сяк, а ей нужно как следует рассмотреть все детали. И она решила прыгать… Шрила Прабхупада сидит, а она прыгает. Шрила Прабхупада, в конце концов, не выдержал, спросил: «Ты что там делаешь такое? Зашла и прыгаешь там, в моей комнате?»

Она говорит:

— Прабхупада, я хочу рассмотреть картину. Мне нужно, поэтому я прыгаю.

— А что не подойдешь-то ближе, не встанешь туда?

— А нельзя же на вашу кровать вставать.

Шрила Прабхупада посмотрел на неё и сказал:

— Ради служения ты можешь наступить не то, что на мою кровать. Мне на голову! Если это нужно для служения, ты можешь мне на голову наступить, проблем нет.

Да, эти правила для того, чтобы поддерживать в определённом состоянии уважение к человеку. Но что самое главное? Главное — служение.