акхила-раса-амр̣ита-мӯртих̣ - источник всего наслаждения, вмещающий в Себя все расы преданного служения, а именно шанту, дасью, сакхью, ватсалью и мадхурью; праср̣мара - распространяя; ручи - сиянием тела; руддха - подчиняет, затмевает; та̄рака̄ - гопи по имаени Та̄рака̄; па̄лих̣ - гопи по имаени Па̄ли; калита - поглотил умы/принимает, как равных Себе; ш́йа̄ма̄ - гопи по имаени Шйа̄ма̄; лалитах̣ - гопи по имаени Лалита̄; ра̄дха̄-прейа̄н - [Ее] любовью наслаждается/дороже всех для Шрӣматӣ Ра̄дха̄ра̄н̣ӣ; видхух̣ - полная луна - Кр̣шн̣а; джайати - вся слава.
Харе Кришна!
Мы продолжаем с вами размышлять над четвертым существенным важнейшим положением философии гаудия-вайшнавов, которое отличает философию гаудия-вайшнавов от других школ философии вайшнавов, о том, что Бог – не просто Верховная Личность и повелитель всего, не просто обладатель всевозможных энергий, но еще и акхила-раса̄мр̣ита-мӯртих̣ - Он есть раса. И доказательством того - стих из «Тайттирия-упанишад» расо ваи сах. И Он не просто есть раса Сам - расам̇ хи ева а̄йам̇ лабдхва̄нандӣ бхавати - любой, кто достигает Господа, также обретает расу, или блаженство. Бог есть блаженствующий, само блаженство и тот, кто дает возможность другим ощутить блаженство, тот, кто помогает обрести опыт блаженства.
Поэтому этот стих из «Тайттирия-упанишад» дальше гласит: ко хйева̄нйа̄тках̣ пра̄н̣йа̄т йадеша а̄ка̄ш́а а̄нандо на сйа̄т, - если бы не было того безграничного блаженства, источника или средоточия безграничного блаженства - акаша анандо, блаженства, подобного акаша – пространству, не имеющему никаких ограничений, - ко хйева̄нйа̄тках̣ пра̄н̣йа̄т - кто мог бы существовать в этом мире, кто мог бы жить? Мы, живые существа, всегда ищем блаженства и именно благодаря этой надежде на блаженство существуем.
Поэтому трактат Шрилы Рупы Госвами «Бхакти-расамрита-синдху», в котором он дает основные определения практики гаудия-вайшнавов, подробно описывает практику, позволяющую приблизиться к источнику блаженства и таким образом наполнить свое сердце блаженством, начинается со стиха:
акхила-раса̄мр̣ита-мӯртих̣
праср̣мара-ручи-руддха-та̄рака̄-па̄лих̣
калита-ш́йа̄ма̄-лалито
ра̄дха̄-прейа̄н видхур джайати
Этот видхур – полная Луна, Сам Господь, который уничтожает все грехи, очищает сердце и дает блаженство, Он торжествует уже прямо сейчас. Этот Господь есть, и кто Он? Он акхила-раса̄мр̣ита-мӯртих̣ - Он есть форма, которая бесконечно вступает во всевозможные отношения любви. И, вступая в эти отношения любви с дживами, дарует им блаженство. Эти три основные категории отношений описаны здесь тремя строками. Прасримара-ручи-руддха тарака-палих - для гопи по имени Тарака и Пали Он затмевает их сиянием, то есть подчиняет их Себе, их отношения любви заключаются в том, что Кришна доминирует над ними. Калита-шйама-лалито – Шьяму и Лалиту, гопи из групп, которые ближе к Шримати Радхарани, Шри Кришна принимает как равных Себе. И радха-прейан – но Радхе, ее любовью Он полностью наслаждается.
И косвенное значение, подразумевая значение этого стиха, заключается в том, что опыт этой расы тем глубже у души, чем ближе душа находится к служению изначальной энергии Господа Шримати Радхарани, Его энергии блаженства.
Итак, стих, который утверждает, что Кришна есть акхила-раса̄мр̣ита-мӯртих̣, или парафраз знаменитого стиха из «Тайттирия-упанишад» расо ваи сах, который объясняет, каким именно образом Господь, вступая в отношения с живыми существами, дарует им блаженство, то есть позволяет им приобщиться к Его собственному блаженству.
акхила-раса̄мр̣ита-мӯртих̣
праср̣мара-ручи-руддха-та̄рака̄-па̄лих̣
калита-ш́йа̄ма̄-лалито
ра̄дха̄-прейа̄н видхур джайати