вишн̣у-ш́актих̣ — энергия Господа Вишну; пара̄ — духовная; прокта̄ — говорится; кшетра-джн̃а-а̄кхйа̄ — энергия, называемая кшетрагья; татха̄ — так же, как; пара̄ — духовная; авидйа̄ — невежество; карма — деятельность, приводящая к последствиям; сам̇джн̃а̄ — известная как; анйа̄ — другая; тр̣тӣйа̄ — третья; ш́актих̣ — энергия; ишйате — известная так.
По природе своей энергия Кришны духовна, и энергия, известная как джива, также духовна. Однако существует и другая энергия, называемая иллюзией, которая состоит из деятельности, приводящей к последствиям. Это третья энергия Господа.
Харе Кришна!
Мы продолжаем с вами размышлять над третьей таттвой «Шри Даша-мула-таттвы» Бхактивинода Тхакура, где он суммирует кратко всю сиддханту гаудия-вайшнавов. И третья таттва заключается в том, что Кришна, Верховная Личность Бога, является обладателем всех энергий. Иначе говоря, есть различия между пара-таттвой, Высшей Истиной, Самим Богом и Его энергиями. Энергии всегда подчиняются Богу и не имеют независимого существования. Бог - атма-тантра, Он абсолютно независим. Энергии можно видеть, энергии проявляются внешне, и энергии совершают всю деятельность. Но желание исходит от носителя энергии, обладателя энергии, и этим энергия отличается от носителя энергии. Точно также как в нашем с вами случае мы, крошечная джива, обладаем способностью желать, все остальное совершается энергией Господа, которой Господь наделил наше тело и весь материальный мир. Но желание – это главная характеристика наслаждающегося, или главная характеристика шактимана.
И для того, чтобы закрепить этот момент, мы приведем другое, очень важное принципиальное свидетельство, на этот раз из «Вишну-пураны». Вчерашний стих из «Шветашватара-упанишад» постулировал: пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча – у Господа есть множество энергий, и они все, в конечном счете, имеют духовную природу - пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате, в соответствии со шрути, потому что они все принадлежат Верховной Личности Бога. И эта одна единая духовная энергия Господа в духовном мире в приложении к Нему Самому проявляется как бала, гьяна и крия, или сандхини-шакти, самвит-шакти и хладини-шакти.
Но есть также другое деление энергий Господа, которое описывает знаменитый стих из «Вишну-пураны», его цитирует Кришнадас Кавирадж Госвами в седьмой главе Ади-лилы «Шри Чайтанья-Чаритамриты»:
вишн̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄
кшетраджн̃а̄кхйа̄ татха̄ пара̄
авидйа̄-карма-сам̇джн̃а̄нйа̄
тр̣тӣйа̄ ш́актир ишйате
Вишн̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄ – энергия Вишну называется пара, или трансцендентная энергия. Есть другая Его энергия, татха, и она тоже духовна - пара, кшетра-джанкхйа - энергия, которая называется кшетра-гья, или джива-шакти, пограничная энергия – тоже, в конечном счете, имеет духовную природу, то есть наделена сознанием. И, наконец, есть третья энергия - тр̣тӣйа̄ ш́актир ишйате, авидйа̄-карма-сам̇джн̃а̄нйа̄, эта третья энергия называется авидья-карма, или энергия невежества, материальная энергия, которая побуждает живые существа, попавшие под влияние этой энергии, совершать невежественную деятельность, то есть все больше и больше запутываться в этой карме и страдать.
Итак, первое разделение единой энергии Господа на балу, гьяну и крию, - сандхини, самвит и хладини-шакти. Второе разделение этой единой энергии Господа - на чит-шакти, или пара-шакти, на кшетра-гья-шакти, или джива-шакти, и на авидья-карму-шакти, или материальную энергию пракрити, отделенную энергию Господа.
вишн̣у-ш́актих̣ пара̄ прокта̄
кшетраджн̃а̄кхйа̄ татха̄ пара̄
авидйа̄-карма-сам̇джн̃а̄нйа̄
тр̣тӣйа̄ ш́актир ишйате