12 марта 2020
Длительность: 0:08:50
на тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате
на тат-самаш́ ча̄бхйадхикаш́ ча др̣ш́йате
пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате
сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча

Текст лекции

на - нет; тасйа - у него; ка̄рйам̇ - материального тела/обязательств; каран̣ам̇ - материальных чувств/причин [действовать]; ча - также; видйате - [не] существует; на - нет; тат-самах̣ - равного Ему; ча - также; а̄бхйадхиках̣ - превыше Него; ча - также; др̣ш́йате - не существует; пара̄сйа - у Верховного Господа; ш́актих̣ - энергии; вивидха - различные; ива - определенно; ш́рӯйате - описанные в Ведах; сва̄бха̄викӣ - естественным образом; джн̃а̄на - знания, самвит, чит; бала - силы, сандхини, сат; крийа̄ - деятельности, хладини, ананда; ча - также.

 

Харе Кришна!

Я напомню, что мы изучаем с вами десять таттв – краткое изложение сиддханты гаудия-вайшнавов, которое сформулировал Шрила Бхактивинода Тхакур в виде «Шри Даша-мула-таттвы»:

 

а̄мна̄йах̣ пра̄ха таттвам̇ харим иха парамам̇ сарва-ш́актим̇ раса̄бдхим̇

тад-бхинна̄м̇ш́а̄м̇ш́ ча джӣва̄н пракр̣ти-кавалита̄н тад-вимукта̄м̇ш́ ча бха̄ва̄д

бхеда̄бхеда-прака̄ш́ам̇ сакалам апи харех̣ са̄дханам̇ ш́уддха-бхактим̇

са̄дхйам̇ тат-прӣтим эветй упадиш́ати джана̄н гаурачандрах̣ свайам̇ сах̣

 

Мы долго размышляли о двух первых таттвах - а̄мна̄йах̣ пра̄ха и таттвам̇ харим иха парамам̇. Теперь пришел черед третьей таттвы, сарва-ш́актим̇ - Господь обладает всеми энергиями. Бхактивинод Тхакур пишет, что тема энергий - это загадочная тема, потому что - что есть энергия? Энергия есть внешнее проявление внутренней сути, и так как мы можем судить о существовании вещей только по их внешним проявлениям, то кажется, что никакой внутренней сути и нет. Например, земля. У земли есть определенные качества, и что есть земля как не сумма всех этих качеств? Существует ли земля как таковая, без качеств? И тем не менее, если мы будем подробно философски анализировать эту тему, мы поймем, что есть шактимат – обладатель энергии, и шакти – его энергия. И они, хотя и не отличаются друг от друга, тем не менее, отличны друг от друга. Шакти шактиматор абхедах шакти и обладатель энергии неотличны друг от друга. Это определение шакти очень важное, шакти есть внешнее проявление внутренней сути, по которому мы знаем о существовании этой внутренней сути.

И, конечно же, самый знаменитый стих, который постулирует наличие у Господа энергий и, таким образом, постулирует существование личности Бога, отличной от всех Своих энергий. Несмотря на попытки свести Бога к различным внешним проявлениям, тем не менее есть Бог, отличный от Своей энергии. И самым лучшим доказательством этого, которое цитируется бесконечное количество раз Шрилой Прабхупадой и другими нашими ачарьями, является стих из «Шветашватары-упанишад», который гласит:

 

на тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате

на тат-самаш́ ча̄бхйадхикаш́ ча др̣ш́йате

пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате

сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча

 

Первая строка постулирует то, что тело Кришны, тело Бога отлично от всех остальных тел - на тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате. У Него нет каранам – обычных чувств, и карьям – тела в обычном понимании этого слова, потому что Его тело, как мы говорили уже вчера – свагата абхеда, там нет этой свагада абхеды,  различия между разными частями тела, каждый орган чувств Кришны может исполнять все остальные функции. В Его теле нет отличия между Ним и Его телом, что обычно присуще нам с вами, душам, воплощенным в этом мире. То есть у Него совсем другое, принципиально иное тело, но, тем не менее, у Него есть тело, у Него есть форма. На тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйатеу Него нет обычной материальной формы. На тат-самаш́ ча̄бхйадхикаш́ ча др̣ш́йате и нет никого равного Ему - на тат-самаш -  нет никого, кто был бы одинаковым с Ним - чабхьядхикаш ча – и уж тем более нет никого, кто был бы выше Его, кто был бы превыше Его. И при этом - пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате, шрути, священные писания, говорят, что у Него есть трансцендентная энергия – пара, пара̄сйа ш́акти, и эта пара̄сйа ш́актир вивидхаива – она имеет много различных подразделений.

Энергия Господа одна – это парашакти, и эта парашакти сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча - естественным образом проявляется в виде трех основных энергий: в виде Его гьяна-шакти, или чит-шакти, энергии сознания, или самвит-шакти, как мы обычно говорим; в виде Его бала-шакти, или энергии силы, или сандхини-шакти – энергии, которая поддерживает все существующее. И крия – энергия деятельности, или Его лилы, или хладини-шакти - по-другому, энергия Его блаженства.

То есть мы не можем видеть Господа, но мы можем видеть эти бесконечные проявления Его энергий - проявления энергий сознания, или духа, проявления энергий поддержания всего, или аспекта сат, балу, силу, которая удерживает все вместе, и проявления Его ананды, Его блаженства. И видя, наблюдая эти внешние проявления энергий Господа, мы вправе заключить, что есть Сам Господь, чье тело, чей образ, чья природа принципиально отличны от всего того, что мы знаем в этом мире.

У стиха этого есть также другой смысл: на тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате - у Бога нет никаких обязательств. Карйам в данном случае это долг, а каранам – это причина. У Бога нет никаких причин действовать, иначе говоря. Но так как на тат-самаш́ ча̄бхйадхикаш́ ча др̣ш́йате - нет никого превыше Его, Он действует, при этом действуют Его энергии - сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча. Шрила Прабхупада часто именно этот перевод данного стиха приводил в своих книгах. Оба перевода есть у него. Харе Кришна!

 

на тасйа ка̄рйам̇ каран̣ам̇ ча видйате

на тат-самаш́ ча̄бхйадхикаш́ ча др̣ш́йате

пара̄сйа ш́актир вивидхаива ш́рӯйате

сва̄бха̄викӣ джн̃а̄на-бала-крийа̄ ча