йасйа — у которого; йат-сангатих̣ — в зависимости от общения; пум̇со — у человека; ман̣иват — подобно горному хрусталю [который окрашивается в цвет предмета, расположенного рядом]; сйа̄т – будет; са — он; тад-гун̣ах̣ — тем, у которого такие качества; сва-кула-рддхйаи — для процветания своей семьи и рода [для развития желанных качеств]; татах̣ — поэтому; дхӣма̄н — разумный человек; сва-йӯтха̄н — у садху со схожим [желанным] менталитетом, настроением [саджа̄тӣйа̄]; эва — несомненно; сам̇ш́райет — должен принять прибежище.
Человек словно кристалл отражает качества тех, с кем соприкасается. Поэтому разумный человек будет стремиться принять прибежище у святого, близкого ему по духу, чтобы развить подобные качества.
Сегодня у нас очень простая, но очень важная шлока из «Хари-бхакти-суддходайи». Шрила Бхавктивинода Тхакур приводит эту шлоку в комментарии к 5-му стиху «Манах-шикши», в «Бхаджана-рахасье», в «Джайва-дхарме». Изначально эту шлоку цитирует Шрила Рупа Госвами в «Бхакти-расамрита-синдху», и Шрила Прабхупада приводит ее в «Нектаре преданности».
йасйа йат-сангатих̣ пум̇со
ман̣иват сйа̄т са тад-гун̣ах̣
сва-кула-рддхйаи тато дхӣма̄н
сва-йӯтха̄н эва сам̇ш́райет
Эту шлоку в «Хари-бхакти-суддходайе» произносит Хираньякашипу, наставляя своего сына Прахлада. И он говорит: йасйа йат-сангатих пумсо - с кем человек общается, сйат са тад-гунах - он приобретает те же самые качества. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Маниват сйат - подобно тому, как горный хрусталь, если положить рядом с ним красный цветок, становится красным, если положить рядом с ним зелёные листья, он станет зелёным.
Человек так устроен, что ум наш отражает качества предмета, с которым мы соприкасаемся, или качества человека, с которым мы общаемся. Поэтому, говорит Хираньякашипу, тато, дхиман - человек глубокомыслящий, человек, способный размышлять - сва-кула-рддхйаи, и желающий блага своей семье - сва-йутхан эва самшрайет - должен общаться с близкими людьми, с людьми из той же самой группы, которые имеют те же самые интересы, те же самые устремления, для того, чтобы увеличить богатство (буквально) или благо своей семьи. Иначе говоря, этот стих прославляет важность общения. И любой человек, который хочет очиститься, прекрасно понимает, что сам своими усилиями он не может очиститься от внутренней грязи. Только если он раскроет своё сердце навстречу общению с очень чистым человеком и устранит из своего сердца оскорбления по отношению к этому человеку, которые мешают его чистоте перейти в наше сердце, он сможет по-настоящему очиститься.
йасйа йат-сангатих̣ пум̇со
ман̣иват сйа̄т са тад-гун̣ах̣
сва-кула-рддхйаи тато дхӣма̄н
сва-йӯтха̄н эва сам̇ш́райет
Харе Кришна!