Асат – с непреданными; ва̄рта̄ – проживание; веш́йа̄ – проститутка; виср̣джа – откажись; мати – сердца; сарвасва – сокровище; харан̣ӣх̣ – похищая; катха̄ – разговоры; мукти – имперсонального освобождения; вйа̄гхрйа̄ – тигрица; на – не; ш́р̣ин̣у – слушай; кила – несомненно; сарва̄тма – каждый; гиланӣх̣ – пожирая; апи – также; тйактва̄ – откажись; лакшмӣ-пати-ратим – любовь к Господу Нарайане; итах̣ – здесь; вйома-найанӣм̇ – на Вайкунтхе; врадже – во Врадже; ра̄дха̄-кр̣шн̣ау – Радха-Кришна; сва-рати – любви к Ним; ман̣и – драгоценный камень; дау – даруя; твам̇ – ты; бхаджа – поклоняйся; манах̣ – о ум.
Мой дорогой ум, ты должен категорически отказаться от всех незначительных и мирских разговоров, которые подобны проститутке, которая похищает весь твой разум и решимость. Желание освобождения также пагубно, ибо оно подобно вселяющему ужас тигру, пожирающему само твое бытие. Затем я прошу, чтобы ты отказался даже от твоей привязанности к Господу Нараяне, супругу Матери Лакшми, богини удачи, которая предлагает великолепное благословение жить на Вайкунтхе. Я просто и смиренно прошу, чтобы ты жил во Врадже и поклонялся Шри Радхе и Шри Кришне, ибо Они благословляют Своих преданных на занятие преданным служением Им.
Харе Кришна!
Мы изучаем с вами «Шри Манах-шикшу» Шрилы Рагхунатхи даса Госвами - небольшое произведение, в котором он объясняет, как человек может идти путем спонтанной привязанности, чтобы в конце концов оказаться во Врадже. Если у нас появилась вера в эту цель, то наша первейшая обязанность - так или иначе эту привязанность развивать. Вера содержит в себе семя привязанности. Служа всем тем, кто может усилить эту привязанность, человек постепенно взращивает росток привязанности в своем сердце - гурау гоштхе гоштха̄лайишу суджане - начиная с духовных учителей и кончая святым именем и мантрами, которые мы получили во время дикши.
Дальше он сказал нам о том, что мы должны сосредоточить все свое внимание на этой цели и не отвлекаться на независимое следование дхарме, и уж тем более не отвлекаться на какие-то греховные поступки, потому что и в том, и в другом есть корысть, которая в конце концов уведет нас с этого пути. Дальше он сказал, что нам обязательно нужен пример великих преданных, которые идут этим путем, и если мы будем кланяться им и помнить их очень ярко, то мы в конце концов разовьем ту же самую любовь к Кришне, которая есть в их сердце.
И, начиная с четвертого стиха, который мы пройдем сегодня, он будет объяснять препятствия, встающие перед человеком на этом пути. Мало соблюсти три этих первых предварительных требования, нужно еще также избегать препятствий, которые мешают нам. Итак, сегодня у нас четвертый стих:
асад-ва̄рта̄-веш́йа̄ виср̣джа мати-сарвасва-харан̣йх̣
катха̄ мукти-вйа̄гхрйа̄ на ш́р̣н̣у кила сарва̄тма-гиланӣх̣
апи тйактва̄ лакшмӣ-пати-ратим ито вйома-найанӣм̇
врадже ра̄дха̄-кр̣шн̣ау сва-рати-ман̣и-дау твам̇ бхаджа манах̣
Он говорит, что на этом пути есть три внешних препятствия, которые являются определенными вариантами культурной обусловленности человека: асад-ва̄рта̄-веш́йа̄ виср̣джа мати-сарвасва-харан̣йх̣. Нужно перестать слушать новости этого мира, потому что они полностью воруют наш разум, полностью приковывают к себе разум, заставляют разум общаться с внешним миром, с вещами внешнего мира и таким образом отвлекают разум от его самой главной задачи - сосредоточиться внутри и постичь самого себя и, в конце концов, постичь свои отношения с Богом и любовь к Богу.
Он сравнивает здесь новости этого мира с проституткой, блудницей - веш́йа̄ асад-ва̄рта̄, асад-ва̄рта̄ значит новости, асад - новости, которые постоянно меняются. Интернет, новостные сайты, всевозможные романы и так далее - все это асад-ва̄рта̄-веш́йа̄ - проститутка, которая мати-сарвасва-харан̣йх̣ - полностью может обворовать нас и лишить нас духовного разума, отвлечь наше сознание на какие-то ненужные вещи, подобно тому, как блудница обворовывает своего клиента, оставляя его ни с чем.
Катха̄ мукти-вйа̄гхрйа̄ на ш́р̣н̣у кила сарва̄тма-гиланӣх̣ - другая форма культурной обусловленности может быть не столь важной в нашем случае, хотя тоже… Это привычка слушать рассказы об освобождении, и он сравнивает их с тигрицей - вйа̄гхрйа̄, мукти катха̄ - рассказы об освобождении подобны тигрице, кила сарва̄тма-гиланӣх - она может полностью растворить нашу душу. Если мы читаем об этом прекрасном состоянии, когда у человека нет эго, когда он слился со всем миром, когда он чувствует свое родство с каждым атомом в этой вселенной, как иногда в красивых философских книгах люди делятся своим опытом, необычайным трансцендентным опытом выхода за пределы ограниченности своего сознания. Он говорит - не делай этого, потому что ты потеряешь свою душу, ты потеряешь возможность общаться с вечно играющим Абсолютом и вместо этого попытаешься раствориться в этом Абсолюте. И апи тйактва̄ лакшмӣ-пати-ратим - отбрось также даже привязанность к лакшмӣ-пати - к Господу Нараяне, который царит на Вайкунтхе, потому что Он приведет итах̣ итос – Вайкунтха, найанӣм̇ - приведет тебя на этот путь к Вайкунтхе, ты будешь привязан к этой айшварйе, которая царит на Вайкунтхе, даже это отбрось.
Врадже ра̄дха̄-кр̣шн̣ау сва-рати-ман̣и-дау твам̇ бхаджа манах - о ум, пожалуйста, поклоняйся во Врадже Радхе и Кришне, потому что поклонение Им самодостаточно. Сва-рати - привязанность к Самим Себе, ман̣и-дау - Они Сами могут дать тебе драгоценность, ман̣и - привязанность к Самим Себе, ничто другое не нужно. Ничто не может этому помочь, но если ты так или иначе сосредоточишься на отношениях Радхи и Кришны во Вриндаване, то это даст тебе все и даже больше, чем ты можешь мечтать.
асад-ва̄рта̄-веш́йа̄ виср̣джа мати-сарвасва-харан̣йх̣
катха̄ мукти-вйа̄гхрйа̄ на ш́р̣н̣у кила сарва̄тма-гиланӣх̣
апи тйактва̄ лакшмӣ-пати-ратим ито вйома-найанӣм̇
врадже ра̄дха̄-кр̣шн̣ау сва-рати-ман̣и-дау твам̇ бхаджа манах
Харе Кришна!