«Бхагават-сандарбха» глазами Шрилы Прабхупады

Доказав наличие у Бхагавана качеств, соприродных Ему, Шрила Джива Госвами в следующем разделе объясняет, почему опыт соприкосновения с Бхагаваном у разных людей абсолютно разный. Свойства воды одинаковы повсюду, но Бхагаван проявляет Себя для разных людей по-разному. Одни видят Его в одном облике, другие – в другом, третьи вовсе не видят никакого образа, для них Он – бесформенное нечто, в лучшем случае, сгусток ослепительного сияния. Более того, если принять существование энергий у Бога, например, энергии милости, то как объяснить существование жестокости, зла и боли, в которых захлебывается этот мир? 

Разве тогда все это не будет проявлением энергии того же самого Бога? Ваставам васту освобождает от страданий и дает опыт блаженства, но кто тогда дает нам опыт боли? Кто помещает нас в рабство? Разве не тот же самый Бхагаван? Чтобы ответить на все эти непростые вопросы и защитить Бога от обвинений в жестокости, многие религии постулируют наличие антагониста Бога. Дух соперничества с Богом, живущий в сердце каждого живого существа, персонифицированный в виде «врага рода человеческого», позволяет им оградить Бога от обвинений в жестокости, но делает Его частью добра и зла этого мира. Часть творения Бога, причем, значительная часть, таким образом отвергается ими, так же как отвергается чужой духовный опыт: «Только мой Бог настоящий, все кто видит Бога по-другому, заблуждаются. Все остальные духовные практики и религии внушены Сатаной». Так зачастую любовь к Богу, которую они стремятся обрести, превращается в ненависть к «отступникам». Разумеется, это случается далеко не со всеми и не всегда, но, увы, случается. Пятеро слепых, ощупывающих одного слона, будут всегда обвинять друг друга в слепоте, и каждый из них будет по-своему прав! Но по-настоящему принять Бога и Его творение во всей их полноте и сохранить при этом способность к различению, проплыть между Сциллой догматизма и Харибдой всеядности, в равной степени избежать попыток слепо оправдать все сущее и жестоко осудить все то, что не вмещается в узкие рамки нашей догмы, могут только те, кто признает существование внутренне противоречивых качеств у Бога.

Раздел 12

Качества Бхагавана, коренясь в Нем одном, внутренне противоречивы.

Две энергии, сварупа-шакти и майя-шакти, конфликтуют между собой (враждебны друг другу). Более того, многие их функции вступают в противоречие друг с другом, но все они имеют единую основу (нидханам — опору, причину, источник, корень) – Бхагавана, ибо [в Шримад-Бхагаватам 6.4.31] сказано:

йач-чхактайо вадатам видинам ваи
вивада-самвада-бхуво бхаванти
курванти чаишам мухур атма-мохам
тасмаи намо ’нанта-гунайа бхӯмне

йат-шактайах  —  чьи разнообразные энергии; вадатам  —  излагающих (различные философии); вадинам  —  ораторов; ваи  —  воистину; вивада  —  споров; самвада  —  и согласия; бхувах  —  причины; бхаванти  —  являются; курванти  —  создают; ча  —  и; эшам  —  их (теоретиков); мухух  —  постоянно; атма-мохам  —  неведение о душе; тасмаи  —  Ему; намах  —  поклон; ананта  —  беспредельные; гунайа  —  имеющему неземные достоинства; бхӯмне  —  вездесущему Богу.

Я склоняюсь перед Ним, вездесущим Верховным Господом, чьи божественные качества бесчисленны. Он пребывает в глубине сердца и побуждает мыслителей, выдвигающих различные идеи, забыть о своей душе, то споря друг с другом, то приходя к согласию. Так Он не позволяет философам этого мира прийти к окончательному выводу. Я простираюсь ниц перед Ним.

Джива Госвами цитирует молитвы Дакши, в которых он говорит: «Разные философы (вадинам) по-разному говорят (вадатам) о Твоих разнообразных энергиях шактайах. Твои энергии становятся причиной (бхувах) их бесконечных споров (вивада) и соглашений (самвада). Но за этими спорами они только забывают о душе (атма-мохам)». Сам Кришна говорит о том же самом в Гите (2.29):

ашчарйа-ват пашйати кашчид энам
ашчарйа-вад вадати татхаива ча нйах
ашчарйа-вач чаинам анйах шриноти
шрутвапй энам веда на чаива кашчит

Одни смотрят на душу как на чудо, другие говорят о ней как о чуде, третьи слышат, что она подобна чуду, а есть и такие, кто, даже услышав о душе, не могут постичь ее.

Кришна, однако, не объясняет причину непостижимости Души, но здесь Дакша ясно указывает на источник бесконечных заблуждений, споров и разногласий: это взаимно противоречивые, конфликтующие между собой энергии Бога. Полное целое внутренне противоречиво. Бог никогда не поместится в куцые рамки здравого смысла. И любые попытки построить логически непротиворечивую теорию, объясняющую природу Полного Целого, приведут к единственному результату – очередному витку противоречий, разногласий и взаимных опровержений, только увеличивающих невежество.

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада объясняет психологическую причину этих споров и разногласий: зависть к Богу. Логика Шрилы Прабхупады поразительна. В конечном счете, любая попытка построить логически непротиворечивую философскую систему выдает глубинное неверие в существование первопричины всего сущего (ибо в первопричине, по определению, должно быть все):

Резонно спросить: если конечная цель философского познания мира одна, то почему существует столько разных философских школ? Безусловно, первопричина всего сущего одна — это Верховный Брахман. (…) Мыслители-непреданные, однако, отрицают существование высшей причины (сарва-карана-каранам). Они пребывают в невежестве и потому имеют ложные представления о душе и ее деятельности. Хотя у некоторых из них есть какое-то смутное понятие о душе, множество противоречивых мнений сбивает их с толку, и они не могут прийти к окончательному выводу. Все они без исключения питают вражду к Верховной Личности Бога, и Кришна предрекает им незавидную участь:

тан ахам двишатах крӯран
самсарешу нарадхаман
кшипамй аджасрам ашубхан
асурӣшв эва йонишу

асурӣм йоним апанна
мӯдха джанмани джанмани
мам апрапйаива каунтейа
тато йантй адхамам гатим

«Их, завистливых и злонравных, самых низких среди людей, Я низвергаю в океан материального бытия, заставляя рождаться в различных демонических формах жизни. Вновь и вновь рождаясь среди демонов, они теряют возможность приблизиться ко Мне и постепенно опускаются до самых отвратительных форм существования». Из-за зависти к Верховному Господу непреданные обречены жизнь за жизнью рождаться в семьях демонов. За их враждебное отношение к Нему Господь не позволяет им избавиться от заблуждений. Курванти чаишам мухур атма-мохам: Господь, Верховная Личность Бога, намеренно держит такие существа во тьме (атма-мохам).

Поэтому преданныене вступают в эти бессмысленные споры, понимая, что в спорах легче потерять истину, чем найти ее.

С незапамятных времен, со времен сотворения мира, обусловленные души создают различные философские школы и учения. Но преданные не имеют с этим ничего общего. Те, кто не предан Господу, отстаивают разные взгляды на происхождение, существование и гибель мироздания, поэтому их называют вади и пративади — сторонниками одних воззрений и противниками других.

Бхактивинода Тхакур в «Бхактьялоке» (в главе, посвященной праджальпе) пишет примерно то же самое:

«Споры – это праджальпа, уничтожающая преданное служение. (…) В Ведах (Катха-упанишад, 1.2.9) говорится: наиша таркенаматирапанейа – ‘Подлинный разум невозможно обрести в споре’. У каждого живого существа есть врожденный разум, направляющий его к истине. Присущая всем людям способность к различению естественным образом приводит их к лотосным стопам Верховного Господа. Но споры по поводу воззрений, мест, ошибок и заблуждений ожесточают сердце человека и притупляют в нем врожденную способность к различению. … Обсуждения, которые приводят нас к пониманию своих отношений с Богом, не относятся к категории праджальпы. (…) Бессмысленные споры проистекают из зависти или гордыни, злобы или привязанности к чувственным наслаждениям, или просто из глупости и самомнения. Спорщиков их бессмысленные споры опьяняют. Поэтому, обсуждая темы, связанные с Господом и Его преданными, практикующий вайшнав должен тщательно избегать бессмысленных споров».

Шрила Джива Госвами отмечает, что противоречия присущи не только разным энергиям – даже внутри материальной энергии мы можем видеть логически несовместимые свойства. «Более того, многие функции [этих энергий] вступают в противоречие друг с другом». Саттвагуна постоянно конфликтует с тамо-гуной, элементарные частицы умудряются одновременно проявлять свойства волны, начальное состояние материальной Вселенной, сжатой до состояния неизмеряемой точки, не поддается математическому моделированию. Но при этом «все они имеют единую основу (источник, причину) – Бхагавана».

Естественное, инстинктивное понимание, вложенное в человека Богом, позволяет искреннему преданному легко принять эту главную аксиому всех священных писаний. Но участие в бесконечных спорах лишает разум человека естественной чистоты и невинности. Чтобы отстоять свою правоту, такие люди пытаются доказать эту аксиому. Но аксиома на то и аксиома, чтобы принимать ее без доказательств. И оснований для этого предостаточно, но не нужно думать, что на этом принятии все кончается. Приняв эту аксиому, преданные получают возможность найти высшую первопричину всего сущего, но те, кто пытается эту аксиому доказать, лишаются этой возможности в своих попытках самоутвердиться за счет Бога:

Преданные, основываясь на заключении всех ведических писаний, а также на словах Самого Кришны, считают высшей причиной Кришну. Кришна говорит: ахам сарвасйа прабхавах — «Я — источник всего сущего». Поэтому для преданных найти высшую причину не составляет труда, тогда как философы-непреданные беспрестанно оспаривают друг друга, ибо каждый из них ради почета и славы придумывает свой собственный путь познания истины.

И когда они находят ее, они вслед за Арджуной говорят, обращаясь к этой первопричине, стоящей перед ними:

парам брахма парам дхама
павитрам парамам бхаван
пурушам шашватам дивйам
ади-девам аджам вибхум

«Ты — Верховный Брахман, Ты — высшее начало; Ты — высшая обитель и высшая очистительная сила; Ты — Абсолютная Истина, вечная божественная личность; Ты — предвечный Господь, трансцендентный и изначальный; Ты — нерожденный, и Ты — живущая во всем красота».

Этот опыт созерцания разлитой повсюду красоты, не умещающейся в рамки логики и здравого смысла, и есть награда за воздержание от бессмысленных споров, которую обретают настоящие преданные и которую никогда не могут обрести высоко мнящие о себе философы:

джнана-шакти-балаишварйа-
вӣрйа-теджамсй ашешатах
бхагавач-чхабда-вачйани
вина хейаир гунадибхих

Демонически настроенные мыслители не способны постичь трансцендентные качества, облик, деяния, могущество, мудрость и богатство Верховной Личности Бога, в которых нет ни грана материальной скверны (вина хейаир гунадибхих).

Иначе говоря, когда мы пытаемся разумом охватить Полное Целое, это неизбежно приводит нас к отвержению Полного Целого с его нелогичной красотой, недоступными нашему разуму деяниями и превосходящими любую логику могуществом, мудростью и богатством. Бог упорно ускользает от нас и наших попыток убить Его, подчинив логике, потому что понять Его можно только с помощью любви, отрицающей здравый смысл: бхактйахам экайа грахйах шраддхайатма прийах сатам – «Человек может обрести Меня, Верховную Личность Бога, лишь искренне и с полной верой служа мне. Такие преданные очень любят Меня и не видят другой цели своего служения, кроме Меня Самого» (Шримад-Бхагаватам, 11.14.21).

Другие статьи